Гришка Распутин раздолбал княгиню-меценатку

К 150-летию со дня рождения Марии Тенишевой Государственный исторический музей представляют выставку «Княгиня Мария Тенишева в зеркале Серебряного века». Личность своеобразная, о чем свидетельствуют и мемуары Гриши Распутина.

«Вчера послал в Москву телеграмму княгинюшке Тенеш[евой] – тоже бл...ует, а играет на чистоту», - пишет Григорий Ефимович в своем «Дневнике» . «Не люблю я таких. Я ей одно дело сделал, а от нее и понюшки мне не надо. Только сдержи слово. Обещала дать весточку из одного собрания, которое у Сестрицы (вел. кн. Елизавета Федоровна, старшая сестра императрицы Александры Федоровны – ред. ) было. Известно мне, что Сестрица сказывала, что она вместях со своим дядькой прищемит меня. Будто они порешили потребовать от Папы (император Николай II – ред. ), чтобы меня сослали».

«Дневник Распутина» подтверждает его импотенцию

Чтобы было понятно дальнейшее, вспомним, кем являлась Тенишева.

Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (между 1857 и 1867-1928) – одна из самых ярких представительниц интеллектуальной и художественной аристократии конца ХIХ - начала ХХ веков. Общественный деятель, художник-эмальер, педагог, меценатка и коллекционерка, основательница художественной студии в Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, училища ремесленных учеников под Брянском. В собственном имении Талашкино (под Смоленском) она совместно с Е.К. Святополком-Четвертинским организовала «идейное имение», основами которого должны были стать просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной художественной культуры как «жизнетворческой силы».

На рубеже веков Талашкино стало духовным и культурным центром, аналогичным подмосковному Абрамцеву – местом встречи выдающихся деятелей культуры Серебряного века.

В 1894 году Тенишевы приобрели рядом с Талашкино хутор Фленово, где была открыта уникальная по тем временам сельскохозяйственная школа, которая собрала превосходных преподавателей и богатейшую библиотеку. Новейшие достижения аграрной науки были призваны подготовить русских фермеров – «патриотически настроенных сельских специалистов». По инициативе княгини при школе создали учебные мастерские прикладного искусства: столярная, резьбы и росьписи по дереву, чеканки по металлу, керамическая, окраски тканей и вышивания.

В её имении гостили и работали, предлагая свои рисунки для росписи балалаек, сундучков и мебели, В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, М.В. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов, Н.К. Рерих и другие художники. В 1897 г. Тенишева подарила около 500 работ – коллекцию акварелей русских и иностранных художников – готовящемуся к открытию Русскому музею.

Княгиня Тенишева финансировала (совместно с С.И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А.Н. Бенуа, С.П. Дягилева и других выдающихся художников Серебряного века. М. Тенишева первой представила традиционное русское искусство за рубежом: в 1907 году она продемонстрировала свою коллекцию в Лувре. Именно тогда в Европе сложилось восприятие русского стиля. После Октябрьской революции она эмигрировала во Францию, где обучала эмальерному искусству детей эмигрантов. Скончалась Тенишева близ Парижа.

Вернемся к «Дневнику» фаворита последних Романовых. «Я-то знаю, что дело пустое, а все же должен был через Аннушку (Вырубову-Танееву – ред. ) передать Маме (императрице Александре Федоровне – ред. ) список лиц, кои в этом деле интерес имеют. Ну и княгинюшка Тенеш[ева] пообещала этот списочек достать. Ну а потом повернула спину и показала княжеский задок. Ну я послал ей таку телеграмму: «Радуюсь за откровение, обяжен за ожидание… И целую свою дорогую. А об деле не хлопочи. Я не князь, слово держать умею».

Далее Распутин диктует: «Ловкая баба. Тоже большую махинацию раздула. На нее, почитай, три губернии работают: ткут разные полотна, шьют, вышивают, кружева плетут, всякие ху...винки. Работают бабочки до слепоты. А она на мужицкой слепоте три тысячи десятин земли купила».

И продолжает далее мужик костерить княгиню: «Слепнут бабы. В глухих деревнях ни керосину, ни свечки: работают при каганце, при лучинушке. Работают девки, бабы, детвора. Что больных развелось, сказать не можно. А ежели за такой окаянный труд выработает бабенка пятнадцать целковых в месяц, так за княгинюшку свечу за гривенник поставит. А работают-то как? Встают на досветках, это, почитай, в четыре, в пять часов, не разгибая спины до утра сидит. Утром мало-маля [поспали?] опять за работу до темноты. Глядишь, через три месяца слепнуть начнет. Вот».

Пожалев наемных работничков, царский любимец тут же набросился на княгиню: «А княгинюшка эти шитки да кружева в занраницы посылает, особенно в Америку. А оттуль тысячи получает. Бабенки слепнут, а она в Ярославской губернии третье имение покупает. Прознал я про это и говорю паскуде княгине-то этой: «Ты бы хоча больницы построила, да керосином снабдила». А она сука отвечает: «В больницах только народ балуется, а от керосину копоть пойдет, работа портится. А эту работу не стирая посылают».

В заключении Распутин пишет: «Вот гадюка, пущай слепнут, а ей что – народу много, все не ослепнут, ей на издевку хватит. Паскуда, а тоже, в благодетели лезет. «За меня, - говорит, - сколько деревень Бога молят». Погоди, думаю, может скоро помолятся за упокой».

Археологические интересы Тенишевой связывали ее с Историческим музеем. Так, раскопки знаменитого Гнездова, крупнейшего в Европе курганного комплекса близ Талашкина, начались по ее инициативе, на ее средства и с ее участием. Руководил первыми раскопками один из основателей Исторического музея В.И. Сизов.

На выставке, которая продлится до 15 сентября 2008 г., представлены произведения из Русского музея, Петербургской Академии художеств, ГТГ, музея-заповедника «Коломенское», Театрального музея им. Бахрушина, РГАЛИ, Государственного исторического музея, Кировского областного художественного музея, Омского музея изобразительных искусств, Смоленского музея-заповедника, Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника, Саратовского художественного музея, Тульского художественного музея, Музея декоративно-прикладного искусства Франции, частных собраний граждан России и Франции: портрет М.К. Тенишевой работы И.Е. Репина, портрет М.К. Тенишевой работы Я. Ционглинского, акварели К.А. Коровина из коллекции М.К. Тенишевой, переданные в дар Русскому музею, предметы прикладного искусства из коллекции М.К. Тенишевой, балалайки с росписью, выполненные по заказу Тенишевой для Всемирной выставки в Париже 1900 года, авторские парные подсвечники М.К. Тенишевой 1907 года, зеркало-псише напольное по эскизу М.К. Тенишевой, шкатулка 1903 года, выполненная в талашкинских мастерских по эскизу М.К. Тенишевой и многие другие.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *