Кто защитит детей от родителей?

«Семья спасет Россию!», «Квартиры молодым семья», «Материнский капитал в поддержку женщинам» - эти и другие лозунги наиболее популярны в 2008 году, который объявлен годом семьи. Между тем, как всегда имеется и обратная сторона медали - сюжеты и статьи о насилии над детьми в семьях порой приводят в шок, не говоря уже о педофилах, маньяках и прочих извращенцах. Так или иначе, эксперты отмечают, что государство должно срочно принимать меры по защите детей в России.

Так, по данным статистики, в 2007 году в результате преступлений против несовершеннолетних погибли 2,5 тысячи детей. Примерно 700 тысяч детей живет в неблагополучных семьях. Ежегодно от 50 до 55 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске. И это лишь верхушка айсберга - никакая статистика не может подсчитать, что происходит за закрытыми дверьми некоторых квартир, считающихся вполне благополучными. Депутаты Госдумы и инициативная группа начала работу над законопроектом, призванном предотвратить насилие над детьми в семье.

Пока эксперты взвешивают все «за» и против», изучают международный опыт и адаптируют его на российскую почву, корреспондент «Правды.Ру», постарался найти тех, кто может помочь ребенку, оказавшемуся в сложной семейной ситуации. Милиция или органы опеки - это крайний случай. Наследие советского прошлого, ничего не поделаешь, но даже люди зрелые предпочитают эти структуры обходить стороной. Так что ребенок, которого избивают даже каждый день или морят голодом, вряд ли обратится к дяденьке милиционеру или неизвестным органам опеки.

Самый легкий способ «достучаться до взрослых» со своими недетскими проблемами, пожалуй, телефон доверия. «Выговориться, рассказать о проблеме - спасительная соломинка, как для взрослых, так и для детей», - утверждают психологи. Как показал опыт корреспондента «Правды. Ру», найти нужный телефон и по нему дозвониться - задача не из легких.

Поисковик в Интернете выдает сотню страниц с телефонами доверия для подростков. Но, на то, чтобы наконец дозвониться до специалиста, понадобилось добрых часа два: по одному из телефонов разместился кадетский корпус, по другому говорили, что квартира и чтоб больше не звонили, третий был постоянно занят. Наконец, спустя продолжительное время, я нашла нужные мне телефоны на одном из интернет-сайтов.

Читайте также: Отцы и дети: может ли мужчина получить опеку над ребёнком?

Одна беда - телефоны не работают круглосуточно - какие то с утра, какие-то с полудня, так что подростку нужно подобрать подходящее время, что согласитесь - неудобно, да и желание делиться сокровенным спустя ночь, может вообще пропасть. Одно обрадовало - оператор на телефоне оказалась хорошим специалистом и была доброжелательна. По ее словам, на насилие в семье подростки жалуются нечасто. Не потому, что этой проблемы не существует, а потому, что недостаточно рекламы. Этому вопросу уделяют недостаточно внимания и подростки, которые по своей природе не очень доверчивы, предпочитают уходить в себя, нежели посвящать в свои проблемы других. Необходимо популяризировать телефоны доверия, психологическую помощь, разъяснять детям, что есть люди, которые могут им помочь, считает специалист.

А пока телефоном доверия частенько пользуются не те, ком нужна помощь, а телефонные проказники - звонят, выдумывают несуществующие истории, прикалываются. Каким образом государство должно решать проблему насилия над детьми в семье, должно ли государственный органы вмешиваться в дела семейные, на эти и многие другие вопросы ответила специалиста из Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Марина Оскаровна Егорова.

На ее взгляд, активизация государства в решении проблемы насилия детей в семье просто необходима. Эта проблема существует во многих странах и нужно развеять миф, что насилие над детьми напрямую зависит от социально- экономического положения семьи. Проблематика намного шире и глубже, здесь переплетаются социальные, экономические, культурологические, образовательные и прочие аспекты.

Для начала, считает Егорова, необходима пропаганда и популяризация знаний о воспитании ребенка. Родители должны иметь доступ к информации о специфике различных этапов взросления детей, психологии, возможных проблемах и методах решения. Скажите, что такой подход рассчитан только на социально адаптированное семьи? Отнюдь. Егорова в качестве примера приводит пример программы борьбы с сиротством. После того, как в СМИ начали популяризировать систему опекунства над детьми сиротами, и начала действовать соответствующая федеральная программа, отношение к людям, взявшим в свои семьи детишек из детдомов, коренным образом изменилось.

В 90-х годах таких людей как правило осуждали, считали, что они руководствуются или материальной выгодой или относятся к очень религиозным слоям. Социсследования показывают, что сейчас к таким семьям относятся положительно. Точно также можно переломить ситуацию и решая проблему насилия детей в семье. К тому же необходима популяризация общих знаний - скажем, до какого возраста ребенок противоположного пола может спать с папой или мамой, до какого возраста разрешено его купать и т.д.

К тому же существует ошибочное распространенное мнение, что если шлепнуть ребенка, он лучше что-то запомнит. Если определенная часть родителей будет осведомлена, какие последствия может иметь стресс, который ребенок испытал после обычного шлепка или подзатыльника, они просто этого никогда не позволят.
Второй аспект, по мнению, Егоровой, который должно взять на себя государство, принятие новых законов, регулирующее поведение родителей и детей. При существующем законодательстве очень трудно доказать факт насилия над ребенком. Не плохо перенести и опыт международной практики, где давно применяются так называемые детские суды и разбирательства по проблеме ведут специалисты.

К тому же за рубежом выстроена практика раннего выявления фактов насилия. Особое внимание необходимо уделить созданию реабилитационных центров, то есть родителей нужно не только наказывать рублем или тюрьмой, а им необходимо оказывать психологические консультации, помогающие им избавиться, скажем, от алкогольной или наркозависимости, проводить курсы по адаптации в обществе и т.д.

Эти и другие механизмы еще только предстоит внедрить в нашу жизнь, чтобы и мы и наши дети чувствовали себя защищенными, а идеале - счастливыми. Пока же государство делает первые серьезные шаги по защите детей. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения реализует программу психологической помощи для подростков. Как утверждают специалисты этого проекта, около 20% звонков на эти телефоны доверия составляют жалобы на насилие в семье.

Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить