«Синяя борода» седеет на фоне современных детских сказок

В Пензе разразился скандал между книгоиздателями, выпускающими детскую литературу и группой негодующих родителей, которые требуют от руководителей книжных сетей изъять из продажи страшные сказки. А в самое ближайшее время мамы и папы собираются обратиться и к местным чиновникам в области образования с просьбой оградить детей от кровавых ужасов, переполняющих сказки современных писателей.

«Ты должен отрезать мне голову и бросить ее в море. Сделай ямку в песке и собери в нее всю кровь, которая вытечет из моего тела. Вот тебе нож: режь спокойно, пусть рука твоя не дрогнет. Шарль взял нож, который подала ему Куантик, и, не дрогнув, перерезал шею дочери волшебника. Голову он бросил в море, а кровь из раны собрал в ямку, выкопанную в песке», - такую цитату из французской народной «сказки о принце, который проиграл свою голову» приводит в пример родителям одно из отечественных изданий.

Специалисты в области книжного дела уверяют, что во все времена в сказках непременно присутствовал элемент страха. Ведь речь в них идет, главным образом, о противостоянии добра и зла. А как это выразить, если не на контрасте кошмара и мудрости, окутанного ореолом морали? Кроме того, эффект эмоциональной окраски для лучшего восприятия еще никто не отменял.

Однако, с другой стороны, многие психологи убеждены в том, что жестокость и устрашение не самый удачный метод воспитания подрастающего поколения. «Большинство сказок строится на сопоставлении добра и зла, можно сказать, что это классическая схема.

«Синяя борода» седеет на фоне современных детских сказок
«Синяя борода» седеет на фоне современных детских сказок
Вопрос в другом – каким образом преподнесено добро, и как именно показано пресловутое зло», - говорит детский психолог Ольга Смирнова. Книготорговцы, в свою очередь, отвечают, что, на их взгляд, ничего ужасного в современных сказках нет, и книги, появляющиеся сегодня на прилавках магазинов, не числятся среди запрещенной литературы.

С мнением книгоиздателей не согласна и мать двоих детей Ирина Егорова, отзываясь об очередной книжке: «Это какой-то ужас, а не сказка. Сказки должны быть мудрыми и добрыми, а здесь кровь, ножи, насилие и обезглавленные тела». Не угодили родителям и персонажи русской народной сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». В ней более чем красноречиво повествуется о сражении юноши, олицетворяющим добро с чудовищем: «Взял туловище, рассек на мелкие части и побросал в реку Смородину, а девять голов под Калинов мост сложил».

Отечественные литературоведы в разгоревшемся споре сохраняют нейтралитет – они, конечно, обеспокоены тем, что детская литература, появляющаяся на прилавках и библиотечных полках, далека от идеала, но, при этом уверены в том, что полностью ограничить детей от проявлений жестокости невозможно.

«Если сейчас прочитать сказки братьев Гримм, то они тоже покажутся жестокими и чересчур натуралистичными. Там вечно кого-то убивают или замуровывают, – говорит преподаватель кафедры журналистики Ульяновского университета, двукратный лауреат Независимой литературной премии «Дебют» в номинациях «Малая проза» и «Киноповесть» Анастасия Чеховская. – Даже легендарная «Алиса в стране чудес» может травмировать детскую психику, а кому-то при таком раскладе и «Колобка» читать противопоказано».

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить