Юлий Цезарь выглядел иначе, чем считали историки

На прошлой неделе французскими археологами в русле реки Роны, близ города Арля, было сделано сенсационное открытие. Найден бюст Гая Юлия Цезаря. Ученые полагают, что это единственный прижизненный портрет, в отличие от всех до сих пор известных изображений головы Цезаря, которые были созданы в более позднее время. Сюрпризом оказалось то, что полководец и император выглядит иначе, чем мы его представляли.

"Говорят, он был высокого роста, светлокожий, хорошо сложен, лицо чуть полное, глаза черные и живые. Здоровьем он отличался превосходным", — сообщает древнеримский писатель и историк Светоний (ок. 70-130/40), описывая Гая Юлия Цезаря. Будучи секретарем при императоре Адриане, Светоний мог черпать свои сведения из надежного архивного источника. "За своим телом он ухаживал слишком даже тщательно, и не только стриг и брил, но и выщипывал волосы, и этим многие его попрекали. Безобразившая его лысина была ему несносна, так как часто навлекала насмешки недоброжелателей. Поэтому он обычно зачесывал поредевшие волосы с темени на лоб; поэтому же он с наибольшим удовольствием принял и воспользовался правом постоянно носить лавровый венок".

То, что он нашел бюст мужчины, чей портрет оставил нам когда-то Светоний, был уверен французский исследователь античности Люк Лонг (Luc Long), сделавший находку близ Арля: "Я сразу узнал его".

Настоящее открытие уже сейчас можно с полным основанием считать первостепенным, если учесть, что со времен античности сохранилось только 20 или 25 изображений римского полководца и диктатора. Однако находка станет подлинной сенсацией, если исследователям удастся подтвердить, что бюст из Арля — единственное прижизненное изображение Цезаря.

Возможно, что бюст изваян между 49 и 46 г. до н. э. Следовательно, он оказывается древнее, чем голова Цезаря из Тускулума, которую обычно принято датировать 44-м годом, годом смерти Цезаря или несколько позднее.

Вероятнее всего, изображение сделано в 46-м году, когда, как принято считать, был основан город Арль. Тогда Цезарю было 54 года, двумя годами ранее он разбил Помпея в битве при Фарсале, захватил Александрию, с царицей Клеопатрой зачал сына и — в апреле 46 года — в провинции Африка разгромил войска сенаторов Метелла Сципиона и Катона.

Он был на пике могущества, когда начал удовлетворять требования своих ветеранов, наделяя их земельными участками. Части его шестого легиона поселились в колонии Арелат (Arelate), сегодняшний город Арль.

Изображение из Роны демонстрирует хорошо пожившего человека, который уже кое-что испытал на своем веку. Цезарь управлял Галлией с 58 года, когда стал наместником в провинции. В Галлии он видел войну, испытал поражения и неоднократно смотрел в глаза смерти, прошагал неисчислимое количество километров. Множество морщин, массивная голова, жидкие волосы, все это заставляет отнести найденный портрет к ряду изображений высокопоставленных деятелей времен Римской республики, которые в отличие от своих греческих образцов мало идеализируют персонажа, стараясь передать его индивидуальные черты.

Несмотря на невероятное обилие морщин на лице, Хансгерд Хелленкемпер (Hansgerd Hellenkemper), директор римско-германского музея в Кельне, хочет видеть в находке портрет Цезаря. В интервью "Вельт", он отметил, что лицо "сказочно сохранилось", несет на себе "республиканские черты", однако артефакт, пожалуй, скорее стоит датировать периодом принципата Августа. Коллеги из Арля, по его мнению, не являясь экспертами в области римского портрета, ошиблись. Датировать находку он считает возможным лишь на основании признаков, характерных для этого стиля. Однако уже сейчас для Хелленкемпера ясно одно: "Вокруг этого портрета разгорится общеевропейская дискуссия".

Дрезденский историк античности и биограф Цезаря Мартин Йене (Martin Jehne) называет ронскую находку сенсацией и приводит её, как сенсационный пример улучшения методов подводной археологии. При этом он критикует выводы, сделанные Люком Лонгом на основании его открытия. Он говорит, "что бюст бросили в реку после убийства Цезаря. Тогда считалось плохим тоном быть его приверженцем".

Такая интерпретация, по мнению Йене, возможна, потому что уже через несколько дней после убийства Цезаря в мартовские иды (15 марта) — 44 сторонника диктатора и его убийцы искали компромисс. Их не преследовали. За короткий промежуток времени между сообщением о смерти и политическом перемирии никакая община не началась

бы с иконоборчества, учитывая, что она состояла по большей части из ветеранов Цезаря. Вероятнее всего они взялись бы за оружие и влились бы в вооруженные ряды сторонников Цезаря. В конце концов, они были обязаны своему полководцу не только основанием колонии, но и землям, на которых жили.

Найденный бюст Цезаря может быть скорее объяснен другими историческими причинами. После его победы над сыновьями Помпея при Мунде в Испании в 45-м году, сенат решил провести триумф. Цезарь стал пожизненным диктатором. Во всех городах должны были устанавливаться его статуи, как сообщает историк Аппиан.

Это означает, что в течение нескольких месяцев между возвращением Цезаря в Рим и его убийством большое количество статуй должно было быть изъято. Источники сообщают, что после мартовских ид несколько изображений в Риме были изъяты на переделку, а их дальнейшее производство прекращено. Изображение Цезаря из Тускулума могло появиться в этой связи. Для этого должны были иметься образцы, к которым, вероятно, может относиться и изображение из Роны. Это позволило бы считать ронскую находку — "частью всемирного культурного наследия", полагает Люк Лонг.

Правда, остается вопрос, почему до сих пор был найден только один прижизненный портрет Цезаря. Вероятно, это также связано с большой политикой. На Востоке убийцы Цезаря развязали большую войну против его сторонников и вряд ли бережно обошлись со статуями диктатора. Позже, после своей кровавой победы, приемный сын Цезаря Октавиан не испытывал большого интереса рассматривать свое господство в рамках традиции предков. Наконец, он открыто демонстрировал свои монархические амбиции, выраженные по восточному образцу. Август, который позиционировал себя как первого гражданина — принцепса, осознанно хотел выделяться на этом фоне и в своей пропаганде воздерживался от выражения культа предков.

Только в конце 1 века нашей эры Цезаря стали почитать как основателя Империи и соответствующим образом воздвигать ему статуи и памятники. На них его облику придавали благородные черты и тонко сработанные резцом волосы. Прежние сохранившиеся изображения Цезаря имеют мало общего со строгими чертами человека, найденного на дне Роны.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить