Новая попытка Запада подчинить Приднестровье

Запад пытается ликвидировать "российский плацдарм для броска на Европу" – Тирасполь. Понимая, что за Тирасполем стоит Москва, давить силой на пророссийский анклав он не может. А раз так, то он пустился на уловку, которая должна в прямом смысле обезоружить Приднестровье. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) решила выплачивать деньги за каждый сданный "ствол". Ситуацию "Правде.ру" комментирует эксперт по локальным конфликтам Минобороны РФ, пожелавший остаться неизвестным.

В свете Косовского прецедента Европа пытается не допустить новой вспышки конфликта между Молдавией и Приднестровьем. Евросоюз крайне обеспокоен возможностью возобновления старых конфликтов на постсоветском пространстве, которые могут перекинуться и на Европу, имеющую свои проблемы с сепаратизмом. Разумеется, как и в случае с Абхазией и Южной Осетией, Запад явно не может поддержать "пророссийский сепаратистский режим" и делает ставку на прозападные силы в лице Кишинева.

Однако как и во всех других случаях, средств для немедленного решения этого конфликта, тем более в свою пользу, у него нет. И потому еще раньше был взят курс на медленное удушение пророссийской республики. Дело в том, что для Брюсселя Приднестровье уже давно является той самой "костью в горле", которая препятствует нормальному с точки зрения Запада развитию демократии в регионе и служит "источником российской военной опасности" на том основании, что там находятся наши военные базы.

И тут господа-либералы решили выкупить у приднестровцев их оружие, разошедшееся с момента войны 1992–93 гг. "по рукам" и тем самым "предотвратить возможность новой вспышки конфликта". К чему это приведет, какую цель преследует Запад и чего он хочет этим достигнуть? На этот вопрос "Правде.ру" ответил эксперт по локальным конфликтам, пожелавший остаться неизвестным: "Эта инициатива обречена на провал. Приднестровцы в основной своей массе не станут продавать своё оружие. Они прекрасно помнят, как на них напали молдаване и как те насиловали молоденьких девчонок на выпускном вечере и поэтому они всегда останутся со своими автоматами, чтобы защитить свои жизни. И в любой момент это оружие может понадобиться. Представители ОБСЕ – это люди, оторванные от жизни. Они знают ситуацию лишь по версии молдаван и пускай они приедут в Приднестровье, где им покажут документальные фильмы о зверствах тех, кто пришел в 1992 г. с молдавской стороны к приднестровцам с войной".

Однако в реальности замысел ОБСЕ преследует одну-единственную цель: сделать Приднестровье легкой добычей Молдавии. Ведь по логике Кишинева, рано или поздно российские миротворцы оттуда должны уйти. И в случае массированной молдавской атаки приднестровские власти могут просто не успеть провести мобилизацию и раздать населению оружие. В итоге июньская резня 1992 г. может запросто повториться. Впрочем, подобные мелочи, учитывая события в бывшей Югославии и геноцид сербов, проводившийся с 1991 г. хорватами, босняками и албанцами Евросоюз волнуют мало. Главное любым путем "вынуть приднестровскую кость" из своего горла.

Что думают по этому поводу в Тирасполе? Там грамотно и без истерики разъяснили Евросоюзу, что изъятием оружия, находящегося в незаконном обороте, занимается приднестровская милиция и потому все контакты на эту тему должны вестись только через руководство независимого Приднестровья.

Инициаторы разоружения приднестровцев не учли еще одного обстоятельства, что по приднестровским законам лица, сдавшие "стволы" не органам МВД, которые и занимаются их изъятиями у населения, а представителям ОБСЕ автоматически должны быть привлечены к уголовной ответственности за незаконное хранение оружия. Путь, чтобы этого избежать, один: весь "огнестрел" в обязательном порядке должен проходить через приднестровскую милицию. Разумеется, никто от спонсорских услуг Евросоюза отказываться не собирается, но все его действия в данном направлении должны быть в тесном взаимодействии с властями Приднестровского государства.

Однако стоит напомнить, что эта инициатива не нова. Дело в том, что ОБСЕ уже проводила "закупку" оружия после войны 1992–93 гг. Но тогда она делала это в сотрудничестве с властями Приднестровья и проводила ту же самую операцию и на молдавской стороне.

По понятным причинам делать этого представителям ОБСЕ сегодня ой как не хочется: там не хотят повторять недавнюю ошибку американского представителя Мэтью Брайза, который своим посещением Абхазии и Грузии и переговорами с властями первой дал основания Сухуми справедливо считать себя равноправным с Тбилиси участником диалога.

Кроме того, в Тирасполе не без оснований считают, что немало оружия осталось и у молдаван. А потому несправедливо было бы разоружать сторону, подвергшуюся в своё время агрессии и не замечать самого агрессора, который до сих пор не отказался от реваншистских планов.

Разумеется, было бы наивно полагать, что очередная инициатива Запада напрочь отбила у приднестровцев память о событиях пятнадцати и шестнадцатилетней давности равно как и инстинкт самосохранения. Но на месте приднестровских властей можно было даже подыграть ОБСЕ и заработать на этом денег. Почему бы Тирасполю действительно не организовать продажу Европе под видом "оружия" негодного или малопригодного старья? Благо на приднестровских, да и российских оружейных складах всегда найдется немало "музейных экспонатов", готовящихся на списание.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить