Священные мгновения Памяти

Неполные четыре года нашей битвы с фашизмом давно переведены в другую временную систему измерения -1418 дней и ночей. Не потому, что так выглядит «внушительней». Ведь война – иное состояние человеческого бытия, с иными ценностными категориями. И, может быть, если эти 1418 суток «расщепить» на часы, минуты, мгновения, перемножить на десятки миллионов человеческих судеб – это и будет истинный масштаб Великой Отечественной, неохватный никаким воображением.

В апреле 1945 года десять разведчиков 250-го полка 83-й гвардейской стрелковой Городокской Краснознаменной ордена Суворова дивизии получили задачу перед штурмом Кенигсберга взять языка. Но вместо одного гитлеровца они захватили в плен 11 и уничтожили 88 фашистов. К медали «За отвагу», орденам Красной Звезды и Славы разведчика Льва Коновалова прибавился за ту операцию орден Красного Знамени.

Лев Иванович и еще два разведчика за героические действия во время штурма города-крепости Кенигсберг получили по месяцу отпуска, в который и отправились 22 апреля. А через два дня штаб 250-го полка, которым командовал подполковник Закуван Басыров, разведрота, комендантская рота, рота связи в ходе боя за Пиллау попали в окружение и были уничтожены. Все эти годы Лев Иванович, живущий в Ярославле, безуспешно пытается найти могилы своих боевых товарищей. Накануне Дня Победы ветеран войны приехал в Калининград.

Мы стоим у памятника 1200 воинам-гвардейцам в центре Калининграда. Багровыми языками полыхает пламя Вечного огня… Рядом с ветераном как бы застыли в почетном карауле его зять контр-адмирал, внук- офицер запаса. Подумать только, у рожденных после войны уже взрослые дети, внуки, а у иных и правнуки пошли..

Все дальше и дальше в глубь прошлого уходит от нас Великая Отечественная. С каждым годом редеет строй ее ветеранов. На своих традиционных встречах в день Победы немногочисленные фронтовики в скорбном молчании обнажают головы в память боевых друзей – и тех, кто погиб на полях сражений, и тех, кого сразило безжалостное время уже в наши, мирные дни.

Священны эти мгновения Памяти. Священные не только для них, прошедших сквозь горнило жесточайшей за всю историю человечества войны. Но, может бить, в еще большей степени для тех, кто никогда не слышал воя снарядов и бомб, не видел объятых огнем и дымом городов и сел, не испытал чувства поднимающегося в атаку бойца. Для тех, кто живет ныне именно потому, что миллионы других жизней были положены на алтарь Победы.

Неоплатен этот долг, и только моральный урод (к стыду нашему, есть такие) может осквернить эту священную память гадким словом, неуважительным отношением к седому ветерану. А какое уничижительное слово подобрать к тем, кто в некогда советских республиках роется в воинских захоронениях, кто уничтожает памятники павшим?.. Нет таких слов в языке человеческом.

Время, в котором ныне мы живем – особое время. Гласность и демократия открывают глаза людям на наше прошлое и настоящее. Заставляют по-новому осмысливать многие события и факты нашей истории. Многое предстает перед нами в ином свете, ко многому изменили мы свое отношение.

Но это праздник «со слезами на глазах» останется навсегда для народа тем, чем и был – великой гордостью и великой болью. Его нельзя переосмыслить, как нельзя переосмыслить понятие «Родина-мать», « честь и независимость Отчизны»…

Неполные четыре года нашей битвы с фашизмом давно переведены в другую временную систему измерения -1418 дней и ночей. Не потому, что так выглядит «внушительней». Ведь война – иное состояние человеческого бытия, с иными ценностными категориями. И, может быть, если эти 1418 суток «расщепить» на часы, минуты, мгновения, перемножить на десятки миллионов человеческих судеб – это и будет истинный масштаб Великой Отечественной, неохватный никаким воображением.

«Пройдут годы, десятилетия. Век за веком прошумят над землей. Придут новые поколения. И вечно будут живы герои в памяти человеческой…» Вечером 9 мая, в канун Минуты молчания, Россия вновь услышит эти слова диктора. Слова, которые сжимают сердце, слова от которых комок в горле…

Мой отец, прошедший войну от первого до последнего дня, герой одноименной поэмы Александра Твардовского в эти скорбные минуты наливал себе фронтовую рюмку. Увы, нет уже бати в живых, через 55 лет после Победы догнала его война. Но 9 мая эти фронтовые сто грамм нальют в моей семье. Знаю, что так же поступят и во многих других, помянут тех, кто погиб в кровопролитной войне. И в эти скорбные шестьдесят секунд молчания мы, дети, внуки и правнуки фронтовиков, мысленно отчитаемся перед живыми и павшими. Мы сегодня в состоянии не дать свой народ в обиду. Потому, что того же крепкого корня, потому что нерасторжима кровная связь наша со славным прошлым, с Победой.

Автор Валерий Громак
Валерий Громак — капитан 1 ранга в запасе, журналист, бывший корреспондент Правды.Ру. *
Обсудить