«Дебют» влияет на судьбу

Когда гуманитарный фонд Андрея Скоча «Поколение» учредил в 2000 году литературную премию «Дебют», не все верили, что премия для авторов не старше двадцати пяти лет имеет перспективу. Настал 2008-й, и «Дебют» готовится объявить свой девятый конкурс. Каким будет «Дебют» дальше, во многом зависит от председателя жюри премии 2008 года, поэта, лауреата премии «Северная пальма», лауреата Бунинской премии Тимура Кибирова.

- Премия «Дебют» сегодня успешный культурный проект. Все состоялось, все хорошо. Куда премия будет развиваться дальше при Вас как при новом председателе жюри в 2008 году?

- Специфика этого проекта прекрасно отражена в самом названии – литературная награда призвана помочь именно начинающим литераторам. В этом направлении «Дебют» будет развиваться и 2008 году. Надеюсь, что удастся получить синергию от намечающегося партнерства с телеканалом «Культура» и, возможно Министерство культуры, или как оно будет называться в составе нового правительства, также будет более внимательно «скамейке запасных» молодой российской литературы. Эта премия отличается от других литературных премий тем, что она действительно влияет на литературную судьбу участвующих в конкурсе писателей. Имена поэтов Марианны Гейде, Кирилла Решетникова, Анны Логвиновой, Андрея Нитченко стали, что называется, « на слуху » после того, как их наградил «Дебют». Алексей Лукьянов, кузнец из Соликамска, прислал на «Дебют» свои первые рассказы – а сегодня он известный писатель. В начале этого года финалистка «Дебюта» Наталья Ключарева стала лауреатом премии им. Казакова за лучший рассказ года на русском языке, и у неё вот - вот выдут сразу две книги. Совсем недавно, 8 апреля, молдавский русскоязычный писатель Владимир Лорченков стал лауреатом «Русской премии», а открыл его «Дебют» в 2001 году.

- Тимур Юрьевич, что Вы думаете о новом поколении российских прозаиков, поэтов? Есть ли у них какой-то свой тембр голоса, свои поколенческие темы?

- Я с такой готовностью и благодарностью согласился стать председателем жюри «Дебюта» еще и потому, что это даст мне возможность лучше узнать новое поколение моих коллег. Не думаю, впрочем, что в поэзии возможны какие-нибудь особенные поколенческие темы, темы-то в лирике не очень меняются, а вот интонация, язык, тон, которыми эти вечные темы формируются, конечно, обновляются. Что же касается прозы – в ней тематическая актуальность гораздо важнее. Молодые прозаики пишут о том, что они успели пережить. Их образ жизни сильно отличается от того, что было прежде: офис – не то, что НИИ, а уж про путешествия автостопом раньше не писали и мало что слышали. Сюжеты вроде бы другие, но темы в глубине все те же: любовь, предательство, свобода, смерть… Если иметь в виду эту глубину, то заметно: спрямляется мысль, упрощается язык. В стремлении стать «молодым» автором можно утрать художественный инструментарий. Это серьезный поколенческий риск для писателя. Насколько мне известно, «Дебют» помогает молодым вырабатывать к этому иммунитет.

- Как начался Ваш путь в литературу? Принял ли кто-то благое участие в вашем становлении?

- До двадцати восьми лет я не знал никого из живых писателей, а когда узнал, учиться мне уже было поздно, да и самомнение мое было столь неоправданно высоко, что ни о каком ученичестве не могло быть и речи. Так что мое становление проходило исключительно под присмотром классиков – от Кантемира до Бродского. Хорошо это или плохо – не знаю, наверное, что-то я упустил и потратил уйму времени и сил на изобретение велосипедов. Но зато, как мне кажется, сохранил независимость и свободу, столь важные для меня. Сегодня свободы у молодого писателя стало вроде бы больше, а вот времени объективно меньше: и работа для заработка отнимает кусок жизни, и стартовать надо раньше, потому что ходить до сорока лет в «молодых» стало неприлично. Так что благое участие в становлении – для автора совсем не плохо. Какое-то время назад гуманитарный фонд «Поколение», учредивший «Дебют» был «один в поле воин». А теперь уже и государство начинает выделять гранты на молодежные литературные проекты. Молодым, конечно же, помогать надо, потому что им, по-моему, сейчас нелегко. Мою литературную юность идиллической никак не назовешь, но в те годы не было лакейского поклонения успеху. Тех, кто не издавался массовыми тиражами, никто не считал «лузерами», быть непечатающимся поэтому было нисколько не стыдно, некоторым девушкам это даже нравилось.

- «Дебют» уделяет особенное внимание молодым писателям из провинции. Как Вы считаете, возможна ли сегодня самодостаточная региональная литература, или всякому автору надлежит штурмовать Москву?

- Это как раз мне кажется одной из самых привлекательных особенностей этой премии – предоставление равных шансов столичным провинциальным авторам. Надеюсь, что полноценная региональная литература возможна и что юные таланты смогут, наконец, нормально жить и работать, и получать заслуженное признание в своих родных регионах. Это, вообще, проблема, быть может, самая важная и, конечно, не только литературная .У нас сегодня практически нет региональных издательств, книги которых распространялись бы по всей России. В регионах не развиты механизмы создания писательского имени. Когда молодой писатель из глубинки, ставший лауреатом «Дебюта», возвращается из Москвы домой, он в лучшем случае становится героем одного дня. Его не включают в постоянный культурный оборот. Может, с этого стоило бы начать?

- Что Вы ждете от конкурса 2008 года?

- Я жду, как все российские читатели, появления новых и ярких авторов. Уверен, что этим надеждам суждено сбыться.

Гуманитарный фонд Андрея Скоча «ПОКОЛЕНИЕ» образован в 1996 году. Вид деятельности фонда – оказание благотворительной помощи конкретным людям и различным организациям Российской Федерации. Основные направления деятельности фонда: проекты в сфере военно-патриотического воспитания (проект восстановления воинского мемориала «Порт-Артур», совместная с Минобороны России премия «Лучшему поисковому отряду»), проекты в области здравоохранения («Премия имени Бакулева» и «Премия имени Бураковского»), проекты в сфере культуры и искусства (премия «Дебют»), проект строительства социального жилья и многое другое.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить