Путин в Ливии: Россия может лишить Запад последних источников газа

Россия в очередной раз угрожает энергетической безопасности Запада. Именно так там воспринимают визит Владимира Путина в Ливию, где он встречается с местным лидером Муаммаром Каддафи. На кону - сделки на несколько миллиардов долларов. Это еще больше подсадит Запад на "русскую энергетическую иглу".  

Российский президент Владимир Путин приехал в Ливию и встретился с её лидером Муаммаром Каддафи. Эта встреча "в верхах" нарушила многолетнее "молчание" между Триполи и Москвой.

Какой смысл российскому президенту встречаться с лидером Ливийской революции, ранее запятнавшим себя связями с международным терроризмом, как заявляют многие западные политологи? Дело в том, что с момента своего прихода к власти в 1969 г. и до конца ХХ века Каддафи только и делал, что с советской помощью боролся против влияния Запада в Африке и за ее пределами.

Впрочем, отношения Москвы и Триполи были далеко не безоблачными. Лидер ливийской Джамахирии не раз огорчал советских руководителей своими антикоммунистическими высказываниями, в которых он жестко и демонстративно критикуя руководителей КПСС за исповедовавшийся ими атеизм и "советский империализм". Весь мир обошли кадры его встречи с Брежневым в 1976 г. в Москве, когда он демонстративно держался от горячих поцелуев Леонида Ильича на почтительном расстоянии. Правда, это не мешало ему закупать советское оружие для борьбы с "империалистами".

В 1986 г. советские ПВО помогли Триполи отразить агрессию США. И хотя в ходе воздушных ударов американцам удалось повредить ливийские аэродромы и поразить несколько МиГ-23, однако ни уничтожить Каддафи, ни заставить его изменить свой курс им не удалось. Отрезвленные потерей нескольких F -111 и А-10 от огня знаменитой "двухсотки", они прекратили налеты и убрались из ливийских вод, несолоно хлебавши.

Но ситуация в мире изменилась. СССР вступил на путь потепления отношений с Западом и Горбачев прекратил покрывать выходки ливийского "революционера-террориста". Организованный спецслужбами Триполи взрыв английского авиалайнера над шотландским Локерби в 1988 г. привел к международной изоляции Ливии. На нее были наложены международные санкции, в условиях которых страна фактически прожила почти 15 лет и освободилась от них лишь в 2003 г.

Однако печальный пример куда более сильного Ирака отрезвил прежде гордого революционера и он выполнил все условия Запада, отказавшись от ядерной программы и оружия массового поражения и санкции были отменены не без нашего же участия.

Россия упустила возможность наладить прерванное санкциями сотрудничество в военной и нефтегазовой сферах. И как известно, "свято место пусто не бывает". На наше место тут же полезли французы, которые еще недавно едва ли не громче всех вопили о необходимости наказать "ливийского террориста". Президент Франции Николя Саркози бросился в объятия "экс-террориста №1", и предложил ему обзавестись по сходной цене мирным атомом. Кроме того, Саркози предложил Каддафи очень дорогие дороговизны и не особенно высоких летных качеств 18 истребителей "Рафаль" на общую сумму в 2,5 млрд долларов.

Разумеется, такой наглости Россия потерпеть не могла и предложила Триполи вспомнить прежнюю дружбу, поскольку в "старые добрые времена" Москва контролировала больше половины ливийского оружейного рынка. И Каддафи заинтересовался истребителями Су-35, зенитно-ракетными комплексами "Тор", а также модернизацией советской техники и запчастями и боеприпасами к ней. Сможет ли Россия вырвать у Франции этот контракт? Скорее да, чем нет.

Международные эксперты сомневаются в том, что России удастся вытеснить иностранных конкурентов из Ливии и получить оружейный контракт на сумму почти в 3 млрд долларов. Впрочем, его заключение стало бы настоящим прорывом в двусторонних отношениях, поскольку если в советские времена объем торговли между двумя странами составлял порядка миллиарда долларов, то теперь он сократился более чем в четыре раза.

Получив предложения почти сразу от двоих "женихов", Муаммар Каддафи глубоко задумался и додумался до того, чтобы сыграть на противоречиях России и Франции. Триполи намекнул Москве на то, что выберет "самого щедрого": он купит российское оружие, но лишь после пересмотра ливийского внешнего долга, который по разным данным составляет от 3,5 до 9 млрд долларов. Из официальных источников известно о том, что переговоры будут вестись о 4,6 млрд долларов.

Чтобы сделать позицию Каддафи более уступчивой, нам следует напомнить, что снять санкции с Ливии помогла именно Россия, тогда как Франция препятствовала. России выгодно наладить сотрудничество с Ливией и по другой причине: в 2008–2009 годах она будет занимать пост непостоянного члена Совета Безопасности ООН, а значит, оказывать серьезное влияние на события в мире. Однако главный интерес России не в этом. Уже существует договоренность о том, что Италия и Россия будут сотрудничать в разведке и добыче нефти и газа в "третьих странах", включая Ливию.

Ситуацию прокомментировал "Правде.Ру" эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко: "Целью визита является реструктуризация долга, которая, возможно, будет проведена по "алжирской схеме", то есть мы попытаемся путем отказа от части денег распространить свое влияние в Ливии, особенно в энергетической и оружейной сфере".

Как известно, в этой стране сегодня работают две крупнейшие российские компании – "Газпром" и "Татнефть" и Москва рассчитывает вклиниться в итальянско-ливийское сотрудничество в нефтегазовой сфере. Дело в том, что на рынок Ливии уже проник итальянский концерн "Эни" и мы не желаем упускать своей выгоды. Теоретически мы можем получить гораздо больше французов, стремящихся к тому, чтобы прибрать к своим рукам ливийский оружейный рынок и итальянцев, фактически, оседлавших нефтегазовую сферу этой страны".

"Однако происходящее в Ливии нельзя рассматривать без учета нашей ближневосточной политики. Мы активно стремимся подчинить себе местный энергетический рынок, в том числе и саудийский, однако на мой взгляд, выход на него для нас полностью закрыт и не стоит серьезно обольщаться относительно "ливийских перспектив", - считает эксперт.

Но шанс изменить ситуацию есть, если мы уступим ливийцам часть их долга и судя по тому, что визит Путина вообще состоялся, стоит ожидать подписания каких-то новых контрактов. Само собой разумеется, что нефтеносная, кичащаяся своим богатством Ливия отличается от того же Афганистана, которому мы в прошлом году списали почти все многомиллиардные долги и с неё есть, что "снять". Однако уступка части из них может стать той наживкой, заглотив которую, Каддафи принесет нам гораздо больше доходов.

У России в Ливии уже есть "задел". Так, в 2007 г. "Газпром" выиграл тендер на разработку нефтяного участка "блок №64", запасы которого составляют 20 млн тонн. Тогда же он  получил лицензии на разведку и разработку месторождений в Ливии и уже начал вкладывать в эти проекты 300 млн долларов. А сотрудничество со столь влиятельным предприятием как "Эни", владеющим контрольным пакетом акций главного газопровода Greenstream в Ливии и имеющим важные льготы по производству сжиженного газа и добыче нефти в этой стране, еще больше расширит эти возможности.

Таким образом Россия окружает Европу и окончательно "подсаживает" её на свою энергетическую "иглу". Как бы там ни было, но зависимость европейцев от Москвы усилится и мы сможем оказывать на них гораздо более заметное влияние.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить