Протоиерей Максим Обухов: Самое главное качество секты - это деструктивность

Власти Техаса освободили из тайного убежища секты многоженцев более 400 детей. Кроме того, ранчо, где находятся сектанты, к настоящему моменту покинули 133 женщины.

Правоохранительные органы считают, что на территории убежища, которое представляет собой целое  поселение, еще остаются люди. Однако точное их число неизвестно.

Напомним, что тайное убежище сектантов-многоженцев было обнаружено еще на прошлой неделе. Тогда было освобождено 137 детей и 46 женщин.

Более подробно см. Из лап сектантов освободили 400 детей

С просьбой прокомментировать эти события "Правда.Ру" обратилась к протоиерею Русской православной церкви Максиму Обухову.

- На примере происходящего в США мы еще раз убеждаемся, насколько сильны могут быть злоупотребления религиозными чувствами, которые доходят до явной агрессии, до глубокого нарушения прав людей.

Это показывает и несовершенство законодательной системы США – оно слишком либеральное в данном случае. Согласно законам, эта секта не платила налоги. В США можно зарегистрировать любую организацию с любыми доктринами, она будет уравнена в правах с традиционными и зарекомендовавшими себя приличными конфессиями.

Происходящее - хороший ответ на дискуссию, по какому направлению должна развиваться религиозное законодательство в России: по американскому абсолютно либеральному или по европейскому пути, где нет такой вседозволенности.

Численность секты мормонов сегодня в США достигает 14 млн. человек. Та община, о которой идет речь в СМИ, это "чистые" мормоны. Правительство США из-за явной невменяемости учения о многоженстве принудило большинство мормонов отказаться от своей доктрины. Но эта часть в Техасе - наиболее радикальные - отделилась от остальных и по-прежнему следует заветам своего основателя.

Этот случай - очень хорошее основание проверить, нет ли корней этой организации в России. В нашей стране мы должны себя обезопасить от чего-то подобного.

Определение секте дать очень сложно. Скорее здесь мы можем говорить о каких-то злоупотреблениях, спорить с богословской или юридической точки зрения, в законодательстве очень трудно вывести понятие секты. Самое главное качество – это деструктивность – нарушение дарованной Богом свободы человека, использование психотехнологий для подавления воли и личности адепта. Иногда таким людям это даже нравится, что кто-то берет ответственность за их жизнь, за их будущее. Собираются психически слабые, может быть даже неуравновешенные люди,  но они тоже граждане и нуждаются в защите. Вот как в Пензенской области - подчинились лидеру и стали совершать безумные поступки... 

А здесь еще большее злоупотребление. Насколько мне известно, к сожалению, такие вещи есть и в других организациях. Это встречается во многих сектах.

- Как и почему люди приходят в секты?

- Комплекс причин. Во-первых, это недоработка церкви, семьи, школы, общества и т. д. Люди, оставленные без попечения, не смогли получить минимального религиозного образования, каких-то знаний, из-за одиночество - причин много. В итоге люди в секте находят то, чего им не хватает в жизни, восполняют эту нехватку таким суррогатом.

- А как этому можно воспрепятствовать?

- Помочь можно таким образом, чтобы люди, начиная с детства, чувствовали заботу окружающего общества.Обязательно должно быть минимальное религиозное образование. Не нужно какого-то погружения, достаточно уровня церковно-приходской школы, чтобы человек знал, что какие существуют основные молитвы, что такое церковь. Тем более родители в большинстве случаев поддерживают такое образование детей.

Может помочь организация досуга, потому что дети не хотят собираться в подъездах, не стремятся к наркотикам. Но сегодня у них практически нет возможности реализовать свои способности и дать выход энергии. И в этих асфальтовых джунглях ребенок, которому некуда деться, идет по пути деструктивного поведения. У детей много увлечений и их надо поддерживать, но, к сожалению, очень плохо с досугом.

А что касается взрослых – это несчастные люди попадают в секты. Кроме того, мне кажется, нужно внимательно следить за миссионерской деятельностью, организованной из-за рубежа. Я не сторонник каких-то репрессий или запретов, но особенно экстремистская религиозная деятельность, организованная из-за рубежа, чревата такими опасностями. Секты могут быть еще более злостными, известны случаи массового самоубийства. Миссионеры приезжают по туристическим визам для того, чтобы привлекать в других странах себе последователей, - конечно, эта деятельность должна контролироваться.

На самом деле таких потенциальных очагов напряженности много. Боюсь, что мы тоже, как в Америке, бросимся исправлять ситуацию, только когда что-нибудь произойдет...

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить