Сколько нянек было у Пушкина

В 49-й год от рождения императрицы Елизаветы Петровны и 17-й – от вступления её на Всероссийский престол, в деревне Суйда, Воскресенское тож, Копорского уезда Петербургской губернии у крестьянина Родиона Яковлева родилась дочь, в крещении наречённая Ириной. Произошло это событие 10 апреля 1758 года от Рождества Христова. 250 лет назад родилась самая любимая женщина великого русского поэта Пушкина – его няня Арина Родионовна.

Лежащая примерно в 55 верстах от столицы деревня Суйда, что в Ижорской земле, принадлежала сподвижнику Петра Великого – графу Петру Матвеевичу Апраксину. После кончины военачальника, который не раз одерживал победы над шведами, эти земли перешли к невестке, графине Елене Михайловне Апраксиной (урожденной Голициной). После ранней кончины графини, совладельцами мызы Суйда стали её сыновья. Когда преставился Петр Апраксин, адъютант Семеновского полка, владельцем сделался отставной капитан-поручик того же полка Федор Алексеевич Апраксин.

Первым господином новорожденной Ирины (Ириньи), дочери крепостного крестьянина Родиона Яковлева, и третьего ребенка в семье, стал подпоручик граф Ф.А. Апраксин (1733-1789). Новорожденную назвали в честь ее тетки Ирины Кирилловой. Небесными покровительницами девочки стали две святые мученицы Ирины: одна была сожжена вместе с сестрами при императоре Диоклетиане в начале 4 века н.э., другая пострадала в Коринфе.

Семейство Яковлевых принадлежало Федору Апраксину недолго. 25-летний граф продал вотчину «арапу Петра Великого» - генерал-аншефу Абраму Петровичу Ганнибалу (1696-1781). Как пишет биограф няни Михаил Филин, «грамоте она так и не обучилась – зато постигла иную, более высокую, науку: прониклась духом своего народа. От матери и стариков-соседей узнавала и запоминала сказки, былины, песни, поговорки и пословицы, повести сказочно-бытового и демонологического характера: о разбойниках, привидениях, домовых, русалках и т.д.».

Когда Ирине шел 23-й год, её выдали замуж за крестьянина из Кобрина Федора Матвеева. Исследователи полагают, что, вероятно, жених был старше невесты на два года. Ирина формально оказалась крепостной третьего сына крестника Петра, 38-летнего Осипа (или Яннуария, как его звали в семье) Абрамовича Ганнибала (1744-1806). Через год после замужества, в марте 1782 года, Ирина родила сына Егора. В 1788 и 1789 гг. появились дочери: сначала Надежда, потом Марья. Прошло еще несколько лет, как утверждают историки, ганнибаловские женщины держали Ирину за «столбовую» крепостную и, видимо, переиначили имя своей дворовой на иностранный манер. Её стали величать Ариной. Так, у крепостных невысокого полета Лариных девка Акулька становится Селиной («Евгений Онегин», VI, 46).

Летом 1797 года, когда стало ясно, что в семье С.Л. и Н.О. Пушкиных должен появиться первенец, на роль няньки ему была определена кобринская крестьянка Арина, которой шел четвертый десяток лет. По тем временам возраст бабушки. Ирина Матвеева подчинилась барской воле и поехала в Петербург. Возможно, в ту пору Арина Родионовна была брюхатой. В Кобрине она оставила мужа и троих детей, в Суйде – братьев и сестер. С некоторыми из них ей уже не суждено будет свидеться.

«После рождения Ольги Пушкиной Арина вполне могла быть при Надежде Осиповне временной («про запас») кормилицей, а потом уже превратилась в безоговорочную няньку», - указывает М.Филин.

Кстати, у будущего поэта было несколько нянек. Каждая выполняла свои обязанности при ребенке. Первой нянькой младенца Александра была Ульяна Яковлева. Писатель Владимир Набоков не зря писал: «Итак, давайте помнить Арину, но не забудем при этом и добрую Ульяну». Эта крестьянка скончалась 15 мая 1811 года. В Москве у Пушкина оказалась «вторая няня», или «помощница няни», по имени Екатерина Николаевна. Впервые об этом появились сообщения в печати в конце 1860-х годов. Однако пушкинисты неохотно цитируют эти публикации.

Арина Родионовна стала нянькой для младшего пушкинского брата Льва, который родился в 1805 г. А за поэтом присматривала Ульяна. Формально Арина Матвеева не была нянькою Александра Пушкина. Она стала душевною няней Пушкину.

Арина Родионовна умерла 29 июля 1828 года в доме на Грязной улице в Петербурге и похоронена на Смоленском православном кладбище, где в основном предавали земле жителей Васильевского острова. Там же четверть века ранее обрела свой последний приют блаженная Ксения Петербургская. Могила пушкинской няни не сохранилась.

Образ старушки воплощался на сцене, например, в пьесе К. Г. Паустовского «Наш современник». Её многократно рисовали

Памятник в Пскове. Скульптор О.К. Комов
Памятник в Пскове. Скульптор О.К. Комов
художники, в том числе и знаменитые палехские мастера. Давно поставлен вопрос о памятнике Арине Родионовне. Полагают, что впервые на эту тему высказались в печати еще в январе 1917 г. Революции и последующая Смута лишь отодвинули его возведение. В 1924 г. в селе Михайловском, ставшего с 1922 г., по постановлению Совнаркома, государственным заповедником, прошли торжества по случаю 100-летней высылки поэта из Одессы в псковскую деревню. Важные персоны и делегация пушкинистов с трибуны заговорили о целесообразности сооружения памятника няне.

С начала 1980-х гг. в поддержку создания монумента призывал крупнейший советский пушкинист В.С. Непомнящий. 3 июня 1983 г. в парке города Пскова торжественно открыт памятник, созданный народным художником СССР скульптором О.К. Комовым и архитекторами М.П. Константиновым и П.С. Бутенко. Несмотря на то, что этот монумент пришелся по душе и публике, и знатокам. По сути, это по-прежнему дань памяти Поэту и заодно его «голубке». До сих пор в России нет памятника Арине Родионовне, олицетворяющей собой светлую силу русского простонародья.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить