Пассажирам самолетов разрешили звонить с мобильных

С 7 апреля пассажирам европейский авиарейсов разрешили пользоваться мобильным телефоном на борту самолетов. Соответствующий документ утвердила в среду комиссия Европейского Союза в области информационных технологий для населения.

Стоит отметить, что услуга звонков с борта самолета будет недоступна только во время взлета и посадки. Брюссель предупреждает, что будет контролировать тарифы операторов мобильной связи, чтобы не допустить взлет цены на услуги со стороны компаний, использующих роуминг. Авиационные компании, согласно новым нормам, смогут разрешать использование мобильной связи в самолетах, в случае, если потолок полета самолета не превысит 3000 метров, т.е почти на всех коммерческих рейсах. В некоторых случаях использование мобильных будет разрешено только на непродолжительном отрезке времени. ЕС не предусматривает введение новых технологических норм, ограничивающих операторов, которые могут привести к сбоям в работе аппаратуры в кабине самолета.

Брюссель полагает, что такие ограничения введут сами компании и особо отмечает, что операторы могут отключать мобильную связь на определенное время, а именно, в течение ночи или в период турбуленции, или определить особенные участки, когда мобильная связь разрешена, как и происходит в некоторых случаях в настоящее время. Каждый оператор сам будет устанавливать тарифы. Тем не менее, в ЕС надеются, что цены не будут сильно отличаться от роуминговых.

Главное условие ЕС – это установка в самолете оборудования, через которое и будет осуществляться мобильная связь. Напомним, что запрет на такую связь был введен в связи с тем, что она велась напрямую с операторами на земле.

В противовес общественному мнению, именно этот риск был основным аргументом для запрета на использование мобильной связи в самолетах.

Во-первых, передаваемый мобильными сигнал нарушал навигационную систему. Из опубликованного в 2003 году отчета CAA следует, что волны приводят к изменению показателей на приборах как минимум на пять градусов, а это может привести к фатальному исходу. Так, в 2000 году через две минуты после взлета разбился самолет швейцарской авиакомпании Crossair, совершавший рейс из Цюриха в Дрезден. Расследование показало, что причиной катастрофы стала потеря управления. Впоследствии появилась новая версия происшедшего: один из пассажиров воспользовался на борту мобильным телефоном. После этого большинство стран вообще запретило включать сотовые телефоны в самолетах.

Во-вторых, телефонные разговоры были запрещены, чтобы не создавать неудобства рядом сидящим пассажирам. Единственными, кому разрешалось использовать их, были правительственные чиновники и частные клиенты. По мнению независимого аналитика Джеффа Кагена, телефоны были запрещены на борту не из-за безопасности – таким образом руководство авиакомпаний пыталось сохранять в самолетах тишину и спокойствие.

Однако несколько лет назад некоторые авиакомпании начали пересматривать свою стратегию, отмечает «Коммерсант». Вслед за британской низкобюджетной авиакомпанией bmi о планах по использованию мобильных телефонов на борту объявили сразу несколько авиакомпаний – ирландская Ryanair, австралийская Quantas, франко-голландская Air France-KLM и португальская TAP. Одобрение на эксперименты от EASA пока только получила Air France-KLM. В декабре прошлого года авиакомпания позволила пассажирам рейса Париж–Варшава принимать и отправлять SMS. Официальный представитель EASA Даниел Холтджен заявил, что в настоящее время агентство изучает заявки от четырех других авиакомпаний. Ожидается, что к концу года EASA примет решение по использованию мобильных телефонов на популярных среди низкобюджетных перевозчиков самолетах Boeing 737.

Брюссель сообщает, что новое оборудование, будет устанавливаться во многих авиакомпаниях на протяжении всего года и со временем станет применяться во всех странах ЕС. Для облегчения введения этой паневропейской службы, Брюссель утвердил рекомендации, в которых попросит страны союза провести лицензирование операторов, обеспечивающих такую мобильную связь. ЕС выражает надежду, что близлежащие страны, не входящие в ЕС присоединяться к реформе.