Скончался "святой монстр" французской беллетристики

18 февраля в больнице города Кан скончался один из основоположников «нового романа» писатель Ален Роб-Грийе. О кончине писателя на 85-м году жизни сообщила Французская академия, в состав которой он входил с 2005 года.

Романист и сценарист Ален Роб-Грийе (Alain Robbe-Grillet) родился 18 августа 1922 года во французском городе Брест. В соответствии с пожеланиями родителей сначала получил профессию агроинженера, окончив Национальный сельскохозяйственный колледж. Ален, как и большинство молодых французов его поколения, был вынужден принадлежать к военизированной организации «Добровольная трудовая повинность» (STO) в нацистской Германии. Будучи специалистом по тропическим культурам, он работал в Марокко, Гвинее, Гваделупе, на Мартинике.

В 1950-е годы Роб-Грийе становится основоположником и главным теоретиком школы «нового романа», к которой примкнули Мишель Бютор, Натали Саррот, Маргерит Дюрас, Клод Симон, Робер Пенже. В 1953 г. в издательстве «Минюи» вышла в свет его первая книга «Резинки». Скоро Роб–Грийе станет рецензентом, а позднее литературным директором этого издательства, во главе которого был и остается его единомышленник Жером Лендон. В кинематографии monstre sacré – «святой монстр» французской беллетристики запомнился сценарием к фильму «Прошлым летом в Мариенбаде». Фурор произвела и его лента «Вам звонит Градива».

Первый успех пришел к нему в 1953 году, когда он опубликовал роман «Резинки». Вариации на тему мифа об Эдипе. В романе «Ревности», который часто называют его наиболее удачным произведением, содержится подробное описание неодушевленных предметов, в нем почти отсутствует действие. Рассказ прерывается бесконечными повторами одних и тех же эпизодов, а персонажи несущественны настолько, что обозначаются инициалами.

Скончался
Скончался "святой монстр" французской беллетристики
В своих произведениях Роб-Грие выступал за творческий метод предельного объективизма, основанных на описании вещей «такими, какие они есть», без добавления личных впечатлений автора. Роб-Грийе считал необходимым «очистить литературу от гипертрофии антропоморфизма», т.е. описывать природу и вещи с точки зрения объективности.

- Я написал дюжину книг, пытаясь понять, кто я. Если бы я мог выразить это в нескольких словах, я бы давно так и сделал. Но пока мне не удалось этого выяснить и в двенадцати книгах... Почему вообще я пишу? Почему дипломированный ученый-агроном, любящий свою работу, в тридцать с лишним лет вдруг бросает все, отказывается от карьеры, положения, денег, чтобы запереться в каморке и писать книги, которые никому не нужны? Для этого должна быть веская причина, не так ли? Эта причина в том, что я не понимаю, кто я и что здесь делаю. Ради чего живу. Чтобы понять это, я копаюсь в себе. Борхес назвал это “сомнительной авантюрой”. Я пишу, но не для того, чтобы высказать что-то заранее определенное, как Уэльбек. Я ничего не хочу сказать. Я только чувствую потребность писать, - говорил писатель Роб-Грийе.

- Я могу назвать писателя, который, безусловно, оказал на меня огромное влияние. Это Кафка. И еще Фолкнер, Достоевский, Флобер, Пруст... хотя Пруст гораздо меньше, - признавался писатель во время круглого стола, устроенного журналом "Иностранная литература".

Читайте также: «Король романа» полюбил порнозвезду

С 60-х годов Роб-Грие приступил к активному написанию сценариев, например, к знаменитому фильму Алена Рене «Прошлым летом в Мариенбаде». За этот сценарий автор получил премию «Оскар». По собственному сценарию снял картину «Бессмертная». Несмотря на свое избрание во Французскую академию, что считается в стране высшим признанием для писателя, Ален Роб-Грие не появился на церемонии принятия его в «академики», не произнес положенной вступительной речи и не принял участия ни в одном заседании этой престижной организации.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить