Чеченские "волки" могут сожрать Алханова (подробности)

В Чеченской республике обнародованы предварительные результаты президентских выборов. Ничего неожиданного не случилось: уверенно победил фаворит — генерал милиции Алу Алханов. Он — министр внутренних дел в нынешнем правительстве республики, о нем говорят как о ближайшем соратнике Ахмада Кадырова, с ним связывают надежды на продолжение политики бывшего президента.

За Алханова проголосовали 73,8% избирателей. Вторым, по данным избиркома Чечни, идет кандидат Мовсур Хамидов. За него подано 8,5% голосов. На третьем месте находится Абдула Бугаев, получивший 4,6% голосов. Далее следуют Ваха Висаев — 4,1%, Умар Абуев — 3,2%, Мухумд-Хасан Асаков -3,2%, Магомед Айдамиров — 0,7%. Против всех высказались 1% избирателей.

После вступления в должность нового президента Чечни председатель правительства республики Сергей Абрамов и первый вице-премьер Рамзан Кадыров "останутся на своих постах". Об этом сообщил вчера Алу Алханов. Сергей Абрамов — настоящий профессионал, хорошо изучивший Чечню, а вопросы безопасности будет решать Рамзан Кадыров", — уточнил он. В целом, по словам Алханова, он пока не собирается "делать кардинальные перестановки в нынешнем составе чеченского кабинета министров".

Со времени начала избирательной кампании задачи никак не изменились. "Мир и стабильность, в первую очередь, — отвечает Алханов на вопрос французской журналистки. — Борьба с терроризмом будет продолжена. Речь о переговорах с Масхадовым я не вел. Кто бы с ним ни разговаривал, по крайней мере, моя позиция одна: нужно извиниться перед народом и хотя бы сегодня не беспокоить свой народ, оставить его в покое".

Повсеместное соблюдение прав человека — тоже важнейшая задача. Лидер президентской гонки продолжает: "Сегодня в городе достаточно примеров, когда виден разрушенный город. Нужно было создать фундамент для того, чтобы делать экономику, делать дома, заводы, больницы. Мы эти условия создавали. Они уже созданы. Я уверен, разруху мы поборем, не беспокойтесь".

Несмотря на свою раскрутку, Алу Алханов остаётся тёмной лошадкой в российской политике. Его не сравнить с былыми колоритными предводителями Чечни. Алханов — один из немногих политических деятелей Чечни, не имеющий так называемого "отрицательного рейтинга". Выходец из тейпа Гендергеной (второго по величине в Чечне). Он не был засвечен ни в одном крупном скандале последних лет и уж тем более в контактах с боевиками.

Правда, наводит на размышления его заявление от 18 августа, о том, он готов на переговоры с сепаратистами, с Асланом Масхадовым. Что это — пробный шар Кремля, запущенный, как всегда, через третьи руки, или собственный экспромт, покажет время.

Алханов считается человеком Рамзана Кадырова, к которому он перешёл "по наследству". Однако о сложности и противоречивости их отношений говорит тот факт, что в середине августа Рамзан практически публично поддержал другого кандидата в президенты Чечни — Ваху Висаева. Правда, после того как весь грозный был обклеен плакатами с Рамзаном и Вахой, Кадыров-младший поспешил заявить, что он не будет иметь ничего против победы Алханова.

Многие аналитики считают, что конфликт Рамзана Кадырова и Алу Алханова — лишь вопрос времени. Алханов является частью российской политической и военной элиты, на него сегодня делает ставку Кремль. Что будет с Алхановым, когдаКремль от него отвернётся? Не будет ли он сожран молодыми чеченскими "волками"? Время покажет.

Что сделает с Чечней Алханов?

Алексей Макаркин, замгендиректора Центра политтехнологий: "изменения коснутся лишь перераспределения сил внутри чеченской элиты". Не думаю, что после выборов могут быть какие-то прорывы, например в области безопасности. Что, теперь Алханов разгонит боевиков? Нет. Изменения коснутся лишь перераспределения сил внутри чеченской элиты. Раньше сверху был Ахмат Кадыров, и все это признавали. А кто не признавал, вынужден был уехать в Москву или перейти на нелегальное положение. Сейчас сверху будет Алханов и его покровители из МВД. Самостоятельной силой остается, разумеется, и Рамзан Кадыров. Его отряд, формально подчиненный чеченскому МВД, насчитывает полторы тысячи человек. Есть и третья сила — Ямадаев и Какиев, возглавляющий спецназ ГРУ Минобороны. В экономической ситуации тоже мало что изменится к лучшему. Алханов унаследовал команду Кадырова, в которой большинство так называемых крепких хозяйственников. Эта категория людей не совместима с менеджерами нового поколения. Прежний премьер Чечни Михаил Бабич пытался внедрить команду менеджеров — и вышел конфликт. Инвестиции тоже не удастся привлечь в большом объеме: в Чечне небезопасно и нестабильно. Такие же условия требуются и для открытия свободной экономической зоны.

Борис Немцов, член Федерального политсовета партии "Союз правых сил": "абсолютно ничего не изменится". Что там может измениться?! Ну что изменится к лучшему, если людям навязывают кандидата в президенты сверху, а потом объявляют феноменальные результаты голосования, если при отсутствии серьезных международных наблюдателей выборы признаются легитимными, если нет диалога власти и общества? Абсолютно ничего не изменится!

Иван Мельников, первый зампред ЦК КПРФ: "в вопросе обеспечения безопасности внутри республики он способен достичь определенных успехов". Алу Алханов — опытный принципиальный человек. Но я сомневаюсь, что новый президент сможет кардинально изменить ситуацию в Чечне, так как и в самой республике, и в Москве, и наЗападе есть еще немало влиятельных людей, которые материально заинтересованы в постоянной дестабилизации ситуации в этом регионе. Впрочем, в вопросе обеспечения безопасности внутри республики он способен достичь определенных успехов, поскольку является представителем силовых структур.

Что же касается экономики, то сейчас и президент Путин, и сам Алханов постоянно говорят о направлении выручки от экспорта нефти, добываемой в Чечне, в бюджет республики, как о способе решения если не всех, то большинства экономических проблем. Но дойдут ли эти деньги до цели? К тому же приток больших денег является и потенциальной опасностью. Кремль может потерять контроль над расходованием средств, а это, в свою очередь, ослабит управляемость республики из центра, что приведет к дестабилизации.

Саламбек Маигов, президент фонда экономического сотрудничества и развития "Громос": "республику он знает хорошо" На кардинальные изменения в экономике, да и по части обеспечения безопасности надеяться, к сожалению, не приходится. Но настрой у Алу Алханова боевой. Необходимыми президенту личными качествами он обладает, республику знает хорошо. Так что надежда, что все изменится к лучшему, все-таки есть. Чечня выбрала президента. Что дальше?

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *