Ливан стремительно идёт к гражданской войне

Парламент Ливана уже несколько месяцев не может избрать президента. Пока ведущие мировые державы ведут свою игру, страну то и дело сотрясают страшные теракты. Ни один из кандидатов в президенты не в состоянии обеспечить стабильность, и потому Ливан стоит на пороге гражданской войны.

Внутриполитический кризис в Ливане вновь набирает обороты. Фактическое отсутствие президента и споры между различными как внутренними, так и внешними силами (в первую очередь, Сирией и Ираном) по поводу того, кто же достоин занять президентское кресло продолжаются.

Главных игроков на ливанской арене можно разделить на две условные группы, представляющие соответственно большинство и меньшинство в парламенте. Основу большинства составляют: Движение будущего Саада Харири (сын Рафика Харири и лидер коалиции), блок Демократическое собрание (Аль-Лика ад-Димократий) Валида Джумблата, а также христианские партии – Катаиб Амина Жмайеля (президент Ливана в 1982-1988 гг.), Ливанские силы Самира Джаджа и Национально-либеральная партия клана Шамунов. В канун выборов большинство насчитывало 68 депутатов из фактического состава ливанского Национального собрания в 127 человек.

Основу меньшинства составляют: шиитские партии «Хизбалла» и Амаль (лидеры Хассан Насралла и Набих Берри, соответственно) и Блок за изменение и реформу во главе с лидером Свободного патриотического движения маронитом Мишелем Ауном, вернувшимся в Ливан в мае 2005 г. после продолжительного вынужденного пребывания во Франции

С одной стороны, главное политическое требование большинства состоит в необходимости последовательного претворения в жизнь курса на независимость Ливана от крупных региональных держав, таких как Сирия и Иран, которые пытаются напрямую и через дружественные им ливанские движения сохранить свое влияние в Ливане. Непримиримость позиции большинства обусловливается также и тем, что это влияние нередко имеет тяжелые последствия для ливанской общественной жизни.

С другой стороны, в отличие от большинства, имеющего более или менее однородную политическую платформу (основа которой – курс на фактическую независимость Ливана и обеспечение полного контроля ливанского правительства над всей территорией страны), меньшинство представлено политическими силами с разными установками. «Хизбалла» и Амаль выступают за продолжение военного «сопротивления» Израилю. Они также выступают против вмешательства США в ливанскую и ближневосточную политику и обвиняют большинство в проведении в Ливане проамериканского курса, в то время как стране необходимо сплотиться для борьбы с ее настоящим врагом – Израилем.

Тем не менее, кажущаяся непримиримость двух сторон порой все же может вылиться в компромисс. Так, и большинство и меньшинство согласились с выдвижением на пост президента начальника генштаба вооруженных сил Ливана Мишеля Слимана. По мнению как ливанцев, так и мирового сообщества, этот человек способен консолидировать все ливанские партии и движения и, хотя бы, «заморозить» кризис, чтобы он не вылился в ожесточенные столкновения, которые приведут к гражданской войне. Однако, согласно конституции Ливана, военное лицо не имеет права занимать президентский пост ранее чем через два года после отставки, а разрозненному парламенту трудно набрать необходимые две трети голосов для внесения в нее изменений.

Кроме того, «Хизболла» при активной поддержке Сирии и Ирана выдвинула своего кандидата, Мишеля Ауна. При этом «Хизбаллы» по двум причинам пользуется существенной поддержкой населения. Первая причина – это безусловный престиж, который приобрела организация за счет продолжительной и относительно успешной антиизраильской вооруженной борьбы (среди событий, представленных как крупные успехи движения, можно отметить вывод израильских сил из южного Ливана в мае 2000 г. и прекращение израильской военной кампании в августе 2006 г.).

Вторая причина – это оказание помощи наиболее обездоленным слоям населения, что способствовало постепенному укоренению организации в шиитской социальной среде. Вооруженная борьба «Хизбаллы», отличающаяся методичностью и смелыми боевыми операциями, дополняется эффективной и разноплановой пропагандистской работой – движение имеет собственный телеканал «Аль-Манар (Маяк)» и радио, выпускает печатную продукцию, снимает документальные фильмы.

Все это усугубляется постоянным давлением на ливанский политический истеблишмент со стороны Сирии, Ирана, США и Франции. Если первые два государства поддерживают «Хизболлу» и стремятся привести к власти в Ливане те силы, которые полностью бы зависели от Тегерана и Дамаска и находились бы в состоянии перманентной конфронтации с Израилем, то США и Франция стремятся поддерживать прозападные силы, готовые к сотрудничеству как с ними самими, так и с еврейским государством. В силу этого спор из-за кандидатур на пост главы государства может привести к ужесточению дипломатического кризиса на всем Ближнем Востоке.

Однако ни в случае избрания президентом Слимана, ни в том случае, если им станет Аун, не сделает обстановку безопаснее. Если будет избран Слиман, «Хизболла» угрожает «силой» взять власть в руки, а если победит Аун, то Ливан наверняка сразу же попытаются «демократизировать». Путь к созданию стабильного ливанского государства лежит через значительное сокращение этого влияния. Иначе страна окончательно скатится в бездну гражданской войны.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить