Сергей Марков: Иран доказал, что не видит в России союзника

Руководство Ирана неожиданно решило присоединиться к газопроводу «Набукко», имеющего очевидную антироссийскую направленность. В интервью «Правде.Ру» депутат Госдумы Сергей Марков отметил, что Иран принял такое решение, потому что не считает Россию союзником. Тегеран видит в Москве слабое звено в большой западной цепи.

В ходе своего визита в Болгарию глава МИД Ирана Манучехр Моттаки заявил о готовности присоединиться к газопроводу «Набукко», по которому газ из Прикаспийского региона потечёт в Европу в обход России. «Евросоюз подчеркнул необходимость диверсификации поставок газа. Одним из возможных направлений сотрудничества между Ираном и ЕС в области энергетики является проект «Набукко», - сказал Моттаки.

Согласно проекту, газопровод «Набукко» должен соединить месторождения Каспийского моря с Европой. Предполагается, что по газопроводу, который пойдёт в обход России, будет идти голубое топливо из Азербайджана а впоследствии – Казахстана и Туркмении. Позже к проекту предполагалось подключить Иран, Ирак и Египет.

Строительством и эксплуатацией трубы будет заниматься международный консорциум во главе с австрийской нефтегазовой компанией OMV. Предполагается, что газопровод пройдёт по территории Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии.

Прокомментировать неожиданный поворот во внешней политике Ирана «Правда.Ру» попросила депутата Госдумы от фракции «Единая Россия», директора Института политических исследований Сергея Маркова.

Правда.Ру: Чем можно объяснить решение руководства Ирана?

Сергей Марков: Этот шаг можно считать не дружественным России. Очевидно, что нефтепроводы и газопроводы и элементы сотрудничества стран, и элементы соперничества. Вот этот «Южный поток» и «Набукко» естественным образом конкурируют друг с другом и оба являются еще проектами.

Пока это решение Ирана является шагом в направлении сотрудничества с Евросоюзом. В том смысле, что это будет газ для Евросоюза и в том смысле, что страны Евросоюза склоняются именно к «Набукко». Просто до сих пор у них не хватало газа для этого, не хватает финансирования и полностью подписанных всех проектов. И такое решение Ирана может стать серьезным шагом в продвижении этого проекта.

Евросоюз заинтересован в том, чтобы были оба газопровода. В таком случае получается диверсификация. И Европа сможет иметь много газа на своем рынке, что дает возможность давить на Россию и на Иран, используя конкуренцию газопроводов. Одновременно цены на газ при этом будут снижаться.

Правда.Ру: Насколько ожидаемым было такое решение Ирана?

Сергей Марков: Если есть собственные интересы, то остальные союзнические отношения отходят на задний план. К тому же Иран неоднократно показывал, что он довольно эгоистичен в своей политике. Мы неоднократно вели какие-то переговоры о том, чтобы Россия занималась обогащением урана для Ирана. Неоднократно он отказывался от этих договоренностей.

Мы не являемся союзником для Ирана, это очевидно. Он рассматривает нас как слабое звено в большой западной цепи, которое можно использовать. Ничего удивительного в таком шаге нет. Иран, мне кажется, скорее пытается играть Россией, чем ориентируется на какие-то партнерские стратегические отношения.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить