Режиссера «АССА-2» преследует «проклятье Брежнева»

Не без опаски ожидает кинотусовка долгожданной премьеры картины Сергея Соловьёва «Асса-2», снятой к юбилею первой «Ассы». Вновь стали муссироваться слухи о «проклятьи Брежнева», преследующего знаменитого режиссёра уже двадцать лет.

Сергей Соловьев был одним из лидеров перестройки в отечественном кино. Наряду с другими «демократами» он рулил на пятом съезде Союза кинематографистов СССР в мае 1986 года, где травле были подвергнуты классики советского кино во главе с Львом Кулиджановым и Сергеем Бондарчуком. Правда, сейчас Сергей Александрович любит говорить, что Сергея Бондарчука он не хулил, а, наоборот, защищал. Но, как остроумно заметил культуролог Кирилл Разлогов, господин Соловьёв забывает, что стенограммы пятого съезда сохранились не только у него.

На волне перестройки всего и вся Соловьёв и снял в 1987 году «Ассу», которая державшей нос по ветру критикой была провозглашена манифестом обновления, выражением чаяний молодёжи и последним писком свободомыслия и гласности. История «Мальчика-бананана», которого сыграл уже тогда не скрывавший своей бисексуальности Сергей Бугаев «Африка», завершалась песней группы «Кино» про то, как «перемен требуют наши сердца».

«Асса» стала первым опытом коммерческой раскрутки картины в западном стиле. К премьере фирма «Мелодия» выпустила диск-гигант с песнями. Он, наряду с фирменными футболками, продавался во время недельных премьерных мероприятий в ДК «МЭЛЗ», что находится недалеко от метро «Электрозаводская». Здесь пели и «Кино», и «Аквариум», и даже, как говорят, сам Соловьёв вместе с  Татьяной Друбич.

И вот здесь и произошли, как судачат в кинокругах, загадочные явления. Пол сцены был застлан гигантским покрывалом с портретом Леонида Ильича Брежнева, что, видимо, должно было означать символ опостылевшего застоя. И все неоязыческие пляски происходили прямо на этом портрете. Соловьёву пытались намекнуть, что это, мягко говоря, не по-христиански – скакать на портрете умершего человека. Тем более, что Брежнев может и был руководителем слабым, но в человеческом плане ничего особо плохого о нём сказать нельзя.

Однако, Сергей Соловьёв счёл топтание портрета умершего лидера страны вещью вполне интеллигентной и прикольной. Судачили тогда, что это ему посоветовал чуть ли не «архитектор перестройки», член политбюро ЦК КПСС Александр Яковлев, в последние годы  своей жизни ставший публичным врагом русского православия и пропагандистом тоталитарных необуддийских сект. Так это или нет – хотелось бы узнать у Сергея Соловьёва. Как и по поводу тех мистических явлений, которые происходили в ДК «МЭЛЗ» в декабре 1987 года.

Тогда по району поползли слухи, что гардеробщицы и сторожа несколько раз видели между восьмью часами вечера и часом ночи покойного Брежнева. Как утверждают очевидцы, он проходил мимо них в маршальской форме с грустным лицом, иногда казавшимся даже заплаканным. Слышались тяжёлые вздохи и кашель. После этих явлений практически все  тогдашние сотрудники ДК «МЭЛЗ» уволились, а сам дворец культуры стал постепенно деградировать.

Такая же участь ждала и Сергея Соловьёва. Премьера «Ассы»   с языческими и сатанинскими плясками на портрете Брежнева стала тем рубежом, после которого одного из самых выдающихся маэстро советского кино ждали сплошные творческие неудачи.
Судите сами. В годы советской власти Сергей Соловьёв был одним из самых признанных и востребованных в мире наших режиссёров. Кстати, Сергей Александрович – выходец из семьи дипломатов. Он даже в четырёхлетнем возрасте чуть не утопил в фонтане нынешнего лидера КНДР Ким Чен Ира, когда его отец вместе с Ким Ир Сеном стоял на трибуне во время парада.

Благодаря «проклятому советскому прошлому» Сергей Соловьёв уже в 25 лет стал снимать ленты с ведущими актёрами страны. И какие ленты! Его телефильм «Станционный смотритель» (тот самый, с Никитой Михалковым в роли коварного соблазнителя) получил гран-при на престижнейшей Венецианской биеннале телеискусства.

Вплоть до «Ассы» Соловьёв снимал исключительно шедевры, имевшие огромный успех у зрителей и, что бывает крайне редко, у эстетов и гурманов. Сергей Александрович мог сказать о себе словами певиц кабаре из «Двенадцати стульев»: «Толпа мне рукоплещет, бомонд в восторге весь».

Судите сами. «Сто дней после детства» ( на наш взгляд, абсолютный шедевр и фильм на все времена) получают в 1975 году «Серебряного Медведя» в Западном Берлине. «Спасатель» в 1980 году отмечается специальным дипломом в Венеции. Спустя год пронзительная «Наследница по прямой» вызвала суперфурор на престижном кинофестивале вСалерно.

Наконец, в 1985 году Сергей Соловьёв снимает прославленный шедевр «Чужая Белая и Рябой» по повести Бориса Ряховского «Отрочество архитектора Найдёнова». Он получает приз за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале, а авторитетнейший журнал «Кайе дю синема»  называет Сергея Александровича «советским Феллини, Висконти, Антониони, даже в чём-то Пазолини в хорошем смысле этого слова».

Соловьёва в Европе считают мэтром и приглашают в жюри крупнейших фестивалей. После успеха «Чужой Белой и Рябого» он заседает в жюри и Венецианского кинофестиваля и прикладывает руку к началу взлёта Эмира Кустурицы, отметив его фильм «Помнишь ли Долли Белл?»

Но после «Ассы» ситуация резко меняется. Картины «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», снятые на закате горбачёвской эпохи, в отличие от «Ассы» большого зрительского успеха не получили, солидные фестивали ими не заинтересовались. Провалом сочли большинство критиков и снятых в 1994 году «Трёх сестёр», которых массовый зритель вообще не заметил.

В 90-е годы Соловьёв вместо творчества решил удариться в руководство кинопроцессом. Но и здесь его ждал провал. Руководство Союзом кинематографистов (1994-97) лучше вообще не вспоминать. Вместе с создателем «Сволочей» Атанесяном господин Соловьёв «возрождал» московский кинофестиваль. Довозрождал до того, что в 1997 году приятель Атанесяна,  руководитель Госкино Армен Медведев был просто вынужден передать ММКФ в руки тогда ещё друзей Никиты Михалкова и Рената Давлетьярова.

В 2000 году при шумном самопиаре и пиаре друзей-критиков Сергей Соловьёв пытался создать ажиотаж вокруг своей новой ленты «Нежный возраст». Тогдашний шеф «Кинотавра» Марк Рудинштейн посодействовал присуждению ленте гран-при этого фестиваля. Но в прокате «Нежный возраст» провалился, а отборщики Каннского и Венецианского фестиваля отмахивались от «Нежного возраста», как говорится, руками и ногами. Сергей Александрович пытался объяснить конфуз политическими причинами, но это просто смешно. Достаточно сравнить «Нежный возраст» со «Ста днями после детства», чтобы понять, что это, как говорят в Одессе, две большие эстетические разницы.

После этого Соловьёв ошарашил публику творческими планами. Как недавно признали публично руководители Роскультуры Михаил Швыдкой и Александр Голутва, многие проекты Соловьёва получали господдержку. Однако, большинство из них, то ли ещё снимаемых, то ли уже снятых, так никто и не видел. Александр Голутва и Сергей Лазарук обещали в ближайшее время сделать достоянием гласности информацию о финансировании кинопроектов Сергея Соловьёва в 1999-2006 годах.

Например, широкая публика весьма интересуется, где же соловьёвская картина про Ивана Тургенева, главную роль в которой играл Олег Янковский. Закончена ли она? А если нет, то почему? Также весьма интересно, что приключилось с проектом «Елизавета и Клодиль», который Соловьёв шумно анонсировал ещё в ноябре 2001 года. Ясность тут нужна прежде всего потому, что завистники Сергея Александровича распространяют инсинуации, что через соловьёвские затеи утекают непонятно куда казённые деньги.

Сейчас Сергей Александрович снимает «Анну Каренину» с Татьяной Друбич в главной роли. При всём нашем восхищении изысканным обликом и романтическим имиджем избранницы Сергея Соловьёва хотим напомнить, что, снимая в своих лентах свою супругу Галину Беляеву, покойный Эмиль Лотяну больших творческих успехов не достиг.

Татьяна Друбич, естественно, играет одну из главных ролей и в «Ассе-2». Фильм должен закончиться этаким римейком финала «Ассы». Только петь будет не Виктор Цой, а Сергей Шнур. Тот самый, из «Ленинграда». Который на страницах модного журнала «Citizen K» дал такую оценку картины, в которой сам же снялся: «Первая же «Асса» была абсолютно спекулятивной х…ней, такая же, как, собственно, и вторая».

Как бы не были мы далеки от эстетики господина Шнурова, вынуждены констатировать, что он ёмко и точно выразил творческую эволюцию Сергея Соловьёва после того как его двадцать лет назад, как судачат в кинокругах, настигло «проклятье Брежнева».

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить