Черные Мадонны не спешат расставаться с тайнами

Внимание к романскому культу Черных Мадонн в последнее время было привлечено нашумевшим бестселлером американца Дэна Брауна. Насколько далеко простерся вымысел романиста от исторической правды? Есть ли доля истины в том, что франкские «Длинноволосые короли» стали потомками Христа на том основании, что Черные Мадонны находятся исключительно в католических храмах: от монастыря Монсеррат в Каталонии до главной святыни Польши – Ченстоховской?

Черная Мадонна - это статуя Богоматери с Младенцем, Мадонна с черным лицом. Несмотря на то что в «Коде да Винчи» прямо не упоминается о них, Черные Мадонны тесно связаны со многими мотивами романа. Такие статуи есть по всей Европе: большей частью во Франции, где их более 300. В Испании примерно 50 Черных Мадонн, в Италии - 30, в Германии – 19. В Шартрском соборе находится «Подземная Богородица», в польском городе Ченстохове - «Матка Боска Ченстоховска».

Одни ученые пришли к мнению, что Черные Мадонны тождественны с египетской богиней Исидой. По свидетельству авторов книги «Тайны соборов, или Соборы тайн», изданной под редакцией Анджелы Черинотти, «изначально эти статуи устанавливались в подземных камерах храмов и связывались с Богиней Матерью-Землей, о чем свидетельствуют надписи с посвящением этой богине на статуях». Таким образом, перед нами «Дева Рождающая» или Мать-Земля, которая участвует в процессе зарождения жизни. Тем не менее, существует и противоположный взгляд на суть вопроса.

Почему Богородицу изображают с черным лицом, хотя традиционно считается, что у Марии лицо было белое? По одной из гипотез, лицо Богородицы сделалось черным из-за копоти свечей, столетиями возжигаемыми в церквах. Однако это вовсе не объясняет, почему скульптуры изготовлены из эбенового дерева или из дерева, намеренно окрашенного в черный цвет. Еще одна теория утверждает, будто статуи Черных Мадонн привезли в Европу крестоносцы. Однако в ряде исследований доказывалось, что скульптуры не являются произведениями искусства народов Африки или стран Ближнего Востока.

«Небезынтересно, что Черная Мадонна в Нотр-Дам-де-Пюи первоначально была статуей Исиды. Исида также ассоциируется с Марией Магдалиной, которую почитают наравне с Черной Мадонной. Например, в Марселе, одно из изображений Черной Мадонны расположено за пределами подземной часовни, посвященной Марии Магдалине», - утверждает исследователь Саймон Кокс.

Еще в Черных Мадоннах прослеживается кельтская традиция. По их мифологическим представлениям, Солнце – это воплощение-символ единой концепции божества, проявленного в виде трех лучей созидательного света: Любовь, Сила-Мощь, Знание-Мудрость. Женская ипостась божества, чье имя буквально переводится «божественная дверь», подобно тому, как в христианских литаниях Деву именуют «Дверями Неба».

По мнению Анджелы Черинотти, «толкователи священной астрологии подметили связь между Черными Мадоннами и местоположением церквей, где они почитались, и созвездием Кассиопеи». В книге «Тайны соборов, или Соборы тайн» также отмечается, что Черные Мадонны имеют отношение к алхимии. Работа в черном или нигредо алхимиков – это первая фаза Великого Делания, которая соотносится с состоянием разложения, сокрытия.

Одним словом, Черные Мадонны хранят в себе многие, еще не до конца постигнутые тайны. Одно ясно, никакого отношения к досужим вымыслам современных романистов они не имеют ровно никакого отношения. Их используют исключительно для создания саспенса, как вымерших динозавров в голливудском «Парке Юрского периода».

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить