В каком состоянии записи Долухановой?

Ушла из жизни одна из самых загадочных и скромных вокальных див ХХ века. Смерть Зары Александровны Долухановой вновь привлекла внимание к тайнам сохранности наиболее ценных музыкальных записей Гостелерадиофонда.

С Зарой Александровной мне посчастливилось встретиться в 1994 году. Оказалось, что великая певица ещё и превосходный художник, хотя об этой стороне своего дарования Долуханова говорить не особо любила. На мой вопрос, какая музыка больше всего соответствует её жизнеощущению, Долуханова ответила сразу и без кокетства: "Четыре последних песни" Рихарда Штрауса. Жаль, что многие никогда не слышали эту прекрасную музыку! Рихард Штраус писал её примерно в моём возрасте. Гениальные стихи великих поэтов и музыка, в которой человек чувствует близкий конец своего земного пути. Но у него нет страха, он умиротворён. Он благодарен Богу за эту жизнь, за этот мир и верит, что смерть - это начало новой жизни, нового путешествия".

Зара Долуханова прожила долгую жизнь - в будущем году ей бы исполнилось 90 лет. Её молодые годы связаны с такими величайшими фигурами русской оперы как Нежданова и Барсова - у последней она обучалась, как это ни парадоксально, игре на фортепиано. Таковы были утраченные нравы советской эпохи - примадонна Большого Валерия Барсова была ещё и высокопрофессиональной пианисткой.

Мы не будем пересказывать биографию Долухановой - меломаны найдут её без труда и в более профессиональном изложении, начиная с дебюта певицы на сцене Ереванской оперы в 1939 году. Но считаем необходимым отметить, что Долуханова была одной из величайших в мире исполнительниц не столько оперного, сколько камерного репертуара. А он, как известно, требует и особого дарования, и специальных технических навыков, и виртуозного мастерства. Как часто оперные дивы, блиставшие в громогласных шедеврах Вагнера, Рихарда Штрауса и Альбана Берга, не могли совладать с тонкостью и прозрачной хрупкостью вокальных циклов Шуберта или романсов Чайковского и Рахманинова.

Долуханова обладала Божественным даром играть на струнах сердец своих слушателей. Каждая её пластинка становилась событием, каждый концерт собирал толпы ценителей прекрасного и возвышенного. Настоящие фуроры вызывали концерты вокальной музыки эпохи барокко - пронзительные и уводящие в иные измерения сочинения Вивальди, Марчелло, Перголези в исполнении Долухановой неизменно вызывали чувство катарсиса. Ну а о её участии в исполнении кантат и пассионов Баха и говорить не приходится - билеты на эти события распродавались в течение часа.

Диапазон творческих интересов Долухановой просто потрясает. Покойный Тихон Николаевич Хренников признавался мне, что всегда был в удивительном восторге от обязательности и трудолюбия Долухановой, которая к различного рода фестивалям и декадам советской музыки блестяще готовила премьеры современных авторов. От её интерпретаций были в восторге такие корифеи нашей музыки как Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов и тот же Тихон Хренников.

Когда я общался с Зарой Александровной, то поинтересовался её мнением о сочинениях для вокалистов современных композиторов, в том числе и "авангардистов". Долуханова ответила так: "Моё мнение субъективно, но я не понимаю, почему современная музыка должна непременно быть немелодичной и агрессивной. Вот Валерий Гаврилин какую прекрасную музыку писал - разве его "Вечерок" не современен? А Микаэл? Для меня каждое соприкосновение с музыкой Таривердиева - это чудо. И для публики тоже! А раз она близка людям, как такая музыка может быть не современной?

Когда я была на гастролях в Австрии, мне Элизабет Шварцкопф (по мнению Герберта фон Караяна, величайшее европейское сопрано ХХ века - А.Щ.) рассказала такую историю. К ней на учёбу пришла молодая певица, которая, чтобы поразить своей техникой, подготовила сложную вещь известного авангардиста Лигети. Но когда Элизабет попросила её по нотам исполнить одну из виртуозных вещей Моцарта, певица просто оскандалилась. Как видите, великая и проверенная временем классика чаще гораздо интереснее, чем эпатирующие трюки авангарда".

При жизни творчество Зары Долухановой было оценено очень высоко - первой из вокалисток она в 1966 году получила Ленинскую премию. Причём получила главную награду Советского Союза в статусе народной артистки РСФСР, которой стала в 1956 году. А вот звания народной артистки СССР Зара Александровна была удостоена только в 1990 году. Говорят, что причиной столь большого временного промежутка стала скромность певицы, которая никого не просила за себя похлопотать.

В заключение считаем необходимым сказать вот о чём. Известно, что Зара Долуханова очень много записывалась в 50-70-е годы на радио и на телевидении. В каком состоянии находятся эти записи, общественности узнать крайне затруднительно. Напомним, что в 1995 году знаменитый пианист Николай Петров инициировал скандал по поводу деятельности американского предпринимателя Тристана Дейла, получившего права на значительную часть телезаписей всемирно известных звёзд отечественного академического искусства.

Скандал как-то ушёл в песок, тем более, что на стороне Дейла в то время выступила сама Ирина Архипова. Которая, впрочем, спустя несколько лет призналась автору этих строк, что телезапись легендарного спектакля "Кармен" 1959 года на сцене Большого театра, где она пела вместе с Марио Дель Монако, ей удалось купить только в Испании.

Даже на канале "Культура" не показывают записи, к примеру, концертов Рихтера, Гилельса, Когана, Зары Долухановой, хотя по идее они в Гостелерадиофонде должны исчисляться десятками, а то и сотнями часов. Совершенно непонятно, в каком состоянии эти записи и кому сегодня принадлежат на них права. Во всяком случае, когда мне в декабре 1998 года довелось побывать на открытии музея-квартиры Святослава Рихтера в доме на Большой Бронной, на видео транслировались записи концертов, сделанные советским телевидением в Большом зале консерватории, с логотипом одной из крупнейших японских фирм звукозаписи. Остаётся надеяться, что наши опасения напрасны и память великой и неповторимой Зары Александровны в дни поминовения будет отмечена демонстрацией исторических записей.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить