Росатом выселяет ученых из квартир

Ситуация, которая складывается вокруг московского Института теоретической и экспериментальной физики, все больше начинает напоминать страшную и до боли знакомую россиянам схему рейдерского захвата. «Правда. Ру» уже писала о том, что на территории института, который расположен в самом центре столицы, собираются построить 55-этажное офисное здание по примеру «Газпромсити».

При этом вызывает недоумение, что ни Министерство науки и образования, ни Министерство культуры, ни мэр Москвы, ни ответственные государственные чиновники не высказали своего отношения к этому возмутительному факту по разрушению российской науки и культуры. Что произойдет с ИТЭФ, с ядерными реакторами, а также музеем-усадьбой Голицыных, неизвестно.

И вот сейчас, когда еще не утихли страсти вокруг института и усадьбы, стало известно, что Росатом претендует еще на одну прилегающую территорию – жилой поселок «Черемушки». В результате все пять жилых домов находятся под угрозой сноса, а их жители под угрозой выселения.

Причем среди жильцов много именитых деятелей российской науки и культуры, которые в настоящее время вынуждены отстаивать свои законные права на квартиры по улице Большая Черемушкинская, 25. С одним из таких жителей поселка, всемирно известным балетным антрепренером, лауреатом премии ЮНЕСКО Валерием Юрьевичем Сергеевым, мы встретились и побеседовали.

Валерий Юрьевич, как долго вы проживаете в жилом поселке «Черемушки»?

Здесь я живу ровно два года. У меня трехкомнатная квартира с хорошим ремонтом. Волею судьбы сюда я переехал с самой дорогой улицы Европы, а может быть даже и мира, Остоженки.

Там у меня была потрясающая квартира, однако, наш дом был признан аварийным и объявлен под снос. Эта была очень скандальная история. О нас, жителях этого дома, писал даже Newsweek. Например, мне, собственнику апартаментов в самом центре столицы, предложили квартиру в Южном Бутово.

Но после многочисленных жалоб мне все-таки предложили более подходящие варианты, из которых я выбрал квартиру в доме по улице Большая Черемушкинская, 25, корпус 1. Переехав сюда под обязательство некой компании «Московский региональный центр жилья» я знал, что этот дом не аварийный. Однако, как выяснилось позже, на этот счет я сильно заблуждался.

А что произошло на новом месте?

Удивительным образом я попал в ту же ситуацию, что и на Остоженке. Буквально спустя несколько месяцев после переезда я узнал, что создана специальная комиссия, которая пытается признать пять жилых домов аварийными.

Сколько всего таких жилых домов?

Всего пять, в них вот уже десятки лет проживают научные сотрудники института. Это выдающиеся люди, академики, которые на протяжении многих лет создавали ядерную мощь страны. Здесь нет так называемых новых русских, чему я несказанно рад.

И вот теперь эти ученые, которые посвятили ИТЭФ всю свою жизнь, на старости лет оказались под страхом выселения из своих квартир.

А кто и на каком основании организовал данную комиссию и поставил вопрос об аварийности коттеджей?

Новое руководство ИТЭФ и, в частности, директор института Сергей Юрьевич Макаренко. Представляете, какое психологическое состояние было у жителей поселка.

Ведь все коттеджи находятся в хорошем состоянии, недавно в домах отремонтировали подвалы, поменяли трубы. Эти дома, которые были построены немецкими военнопленными, простоят еще много лет. А тут вдруг какая-то комиссия и аварийность. Мы все были в шоке от такой новости.

И чем же закончилась эта история со спецкомиссией?

К огромному счастью жильцов и сожалению руководства ИТЭФ и Росатома, коттеджи не были признаны аварийными. Строители лишь указали на необходимость капитального ремонта, а о сносе и речи быть не может.

Получается, что ситуация для вас, жителей домов, складывается совсем неплохо?

Ну, это только на первый взгляд. Новое руководство института, а также Росатом, пытаются всеми способами выселить нас с этой территории, постройки снести и построить здесь 55-этажный офисный центр, где разместится госкорпорация Росатом.

И в этом случае пострадают не только жители коттеджей, но и сам ИТЭФ, где проводятся важнейшие научные исследования, а также памятник садово-парковой культуры и архитектуры «Черемушки», который находится здесь же.

Это потрясающие места, со своей историей, неповторимым духом, реликтовыми деревьями, садами, парками, прудами. И вот в результате этой реорганизации все будет уничтожено.

Неужели ничего нельзя добиться? Ведь здесь речь идет о работниках института, многие из которых являются пенсионерами. Кроме того, почти все квартиры в жилом поселке приватизированы.

То, что новое руководство ИТЭФ и Росатома выступает против своих же сотрудников, таких уважаемых и заслуженных людей, действительно нонсенс. Но это наша российская реальность, и этому приходится противостоять едва ли не в одиночку.

В поселке проживает более 120 человек, многие из которых в почтенном возрасте. И некоторые из них до сих пор работают в институте научными консультантами. Эти люди просто боятся выступать против нынешней политики руководства института.

Но ведь большинство жителей являются собственниками этих квартир?

Действительно, 85 процентов квартир приватизированы. Причем есть такие жильцы, которые эти квартиры купили у прежних владельцев. Они, как собственно и остальные жильцы, находятся в незавидном положении.

Ведь если здесь все-таки начнут строительство офисного центра, нас выселят за МКАД. Причем в Южное Бутово сейчас уже не заселяют. Это уже большое счастье попасть туда. Сейчас «переселенцев» из так называемых аварийных домов отправляют в Жулебино.

Но вы вместе с другими жителями поселка как-то пытаетесь противостоять этому?

Безусловно, мы не сидим, сложа руки. Так, мы уже приступили к созданию товарищества собственников жилья. Оно сейчас находится на стадии регистрации. В этом вопросе нас поддержали и управа, и префектура. Ведь если мы создадим ТСЖ, то нас отсюда никто не выселит.

Руководство ИТЭФ, узнав о нашей инициативе, было в ярости и стало ставить нам различные препоны. Они стали вполне официально угрожать нам расприватизацией квартир.

Кроме того, администрация института на непонятном основании издала приказ, который запрещает жильцам продавать, дарить, оставлять в наследство квартиры. Сейчас нам также запрещено кого-либо прописывать в свое жилье.

Автор Лилия Субин
Лилия Субин — журналист, редактор, корректор, выпускающий редактор в Правде.Р *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *