Момент истины для Саркози

Пошла уже вторая неделя «осеннего наступления» работников бюджетной сферы Франции на курс либерализации экономики, провозглашенный президентом Николя Саркози. Практически парализовано железнодорожное сообщение, число поездов сокращено более чем в 10 раз. Не работает парижское метро. Столичные жители в массовом порядке пересаживаются на велосипеды, которых уже не хватает у прокатных фирм. Многие с помощью Интернета ищут водителей-"попутчиков", к которым подсаживаются за умеренную плату. В общем, люди ищут выходы из транспортного коллапса кто как умеет и кому как повезет.

Бастующие отстаивают право на так называемые "специальные пенсионные режимы". Это особые условия сроков выхода на пенсию работников бюджетной сферы и, что особенно важно, сокращенных пенсионных отчислений. Обычный французский гражданин отчисляет часть своих доходов в пенсионный фонд на протяжении 40 лет рабочего стажа. Бюджетник - только 37 с половиной лет. На пенсию бюджетники выходят на несколько лет раньше установленного 60-летнего возраста. Самая весомая льгота - в системе SNCF (железнодорожный транспорт). В частности, железнодорожники могут выйти на пенсию уже в 55 лет, выплачивая пенсионные отчисления в течение 25 лет.

Такое положение вещей, на первый взгляд, логично и справедливо, учитывая напряженные условия труда госслужащих. Однако категория бюджетников во Франции довольно широка - много шире, чем у нас. Сюда отнесены транспортники, энергетики, газовики, а также военнослужащие, полицейские, моряки, и даже, представьте, слуги народа. А вместе с депутатами еще работники почты, актеры и служащие французской Оперы и других театров, дотируемых государством. Поэтому, например, в нынешней акции протеста к стачке примкнула труппа "Комеди Франсэз", отменившая спектакли на весь забастовочный период.

Власти Франции изначально заявили, что не намерены обсуждать с профсоюзами вопрос об особом режиме пенсий. Неделя социального протеста, организованная профсоюзами, стала первым "моментом истины" для президента Франции Николя Саркози и правительства, которые намерены продолжать курс на реформы вопреки недовольству государственных служащих.

Уступит ли Николя Саркози забастовочному давлению бюджетников, я очень сильно сомневаюсь. По крайней мере, будет до конца стараться "сохранить лицо". Он достаточно решительно проявил себя во время избирательной компании. Затем, будучи избранным президентом, декларировал такой либеральный курс, который, как он считает, необходим Франции.

Полагаю, что все будет зависеть от двух обстоятельств: во-первых, от решимости самого Саркази осуществить тот курс, который он наметил. У него пока достаточно широкая и серьезная поддержка в намерении завершить начатое, добиться повышения конкурентоспособности французской экономики и скорректировать социальную политику. Общественное мнение пока в основном на стороне правительства - по последним соцопросам, 61% респондентов не одобряют забастовку, помешавшую им ездить на работу общественным транспортом. В Париже уже вывешены транспаранты "Метро - за работу!".

Второе важнейшее обстоятельство: насколько массовыми и солидарными будут действия не только железнодорожников, но и государственных служащих, учителей. Будут ли повторяться такие проявления солидарности, как в минувший вторник, когда к забастовщикам подключились государственные служащие, сегодня они как бы не принимают участие в забастовке, по-прежнему остаются одни железнодорожники. Это очень сложная проблема, она действительно объективна существует: как правило, во Франции степень солидарности очень высока.

Бюджет вполне конкретная величина, с которой нельзя не считаться. Не вина нынешнего правления, что затраты на социальные нужды в государственной казне еще два года назад превысили треть и сейчас готовы зашкалить за половину. Поэтому жесткая позиция Саркози отнюдь не его причуда, а действительно реальная ситуация, в которую попала европейская социальная модель. Франция, Германия и другие европейские страны ощущают на себе очень сильное давление глобальных процессов. Бизнес становиться все более динамичным, он легко перемещается в другие регионы мира, и они испытывают колоссальную конкуренцию дешевого труда, причем уже достаточно квалифицированного в Юго-Восточной Азии, Китае, Индии и некоторых других странах. Это тоже реальная проблема. Неизбежен поиск какого-то компромисса, но я думаю, что это будет достаточно длительный процесс.

В основе нынешнего всплеска социальной напряженности действительно лежит очень серьезная проблема - конкурентоспособность французской экономики как таковой и ее способность выдержать ту социальную нагрузку, которая во Франции, как полагает Николя Саркози, чрезмерно высока.

С другой стороны, поскольку Саркози много поставил на образ решительного человека и во время тех событий в пригородах Парижа с поджогами автомобилей, которыми он занимался, будучи министром внутренних дел, - у него сложился имидж политика, который доводит до конца начатые проекты и программы. Маневрировать здесь очень непросто, как говорится - нашла коса на камень...

Автор Михаил Вознесенский
Михаил Вознесенский — бывший обозреватель Правды.Ру.
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить