Оппозиции в России не стоит надеяться на «протестный» электорат

Предвыборная кампания выборов в Госдуму официально стартовала. С приближением даты голосования - 2 декабря 2007 года, политические партии проявляют недюжинную активность. Интригой является конфликт между центральными и региональными аппаратами партий вокруг дележа партийных списков и не столь явного «распила» предвыборных бюджетов. Популизм уступает первое место в риторике партийных деятелей приемам «черных» политтехнологий и пиар-войн, продолжаются беззастенчивые волюнтаристские решения по спискам и радикальные кадровые перестановки.

В этом хаосе партийные деятели несколько подзабыли, ради кого, собственно, ведутся политические баталии. Между тем, сама легитимность существования партий в демократической России обусловлена стоящими за ними голосами электората.

Практически сложившийся «парламентский пул» - «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, и, возможно, «Справедливая Россия» могут рассматриваться, как «настоящие» партии, которые наверняка преодолеют 7%-ный барьер прохождения в Госдуму. А вся так называемая «оппозиция» попросту не набирает столько голосов россиян, чтобы всерьез заявлять себя в качестве значимых политических сил в РФ.

По данным опроса ВЦИОМ от 15-16 сентября 2007 года, электоральный рейтинг «Единой России» составил 48%, КПРФ - 7%, ЛДПР - 4%, СР - 6%. То есть две ведущих партии «пула» обладают твердой легитимностью, еще две партии – ЛДПР и СР – с учетом статпогрешности в 3-4%, балансируют около барьера прохождения в Госдуму. Но партии вне пула – например, СПС с 1% голосов, который к тому же, не показывает динамики со времени прошлого опроса, АПР с 1%, «Яблоко» с еще меньшим результатом, совершенно непредставительны.

Таким образом, легальный путь в Думу для «оппозиции» закрыт. Об этом говорят и данные «Левада-Центра», рассчитанные по иной методике, и учитывающие мнение россиян, намеренных пройти на выборы (около 52% всех россиян). Согласно этому сентябрьскому опросу, ЕР набирает 55% голосов, КПРФ – 18%, ЛДПР – 11%, СР – 7%. А вот «Яблоко» и СПС все равно набирают только по 2% голосов (остальные партии – меньше 1%).

Понятно, что в такой ситуации спасти партии от исчезновения с легитимного политического поля может только чудо, которого, как известно, не бывает. Однако амбиции партийных элит заставляют искать другие пути – помощь извне (лидер «Яблока» Григорий Явлинский недавно нашел где-то 60 млн рублей на залог для регистрации партсписка), или применение всяческих «технологий» (как, например, развернутая Антоном Баковым из СПС «сеть агитаторов» в регионах на платной основе).

Но внешнее финансирование или вполне «оранжевые» технологии подкупа избирателей все равно не решают вопроса – откуда политические аутсайдеры возьмут необходимые для достижения выборных процентов голоса. Между тем многие сторонники «оранжизма» в политике, такие, например, как покойная «Другая Россия» Каспарова, РНДС Касьянова, прочие «несогласные» - явно рассчитывают на некий «протестный электорат». То есть, на людей, которые всегда чем-то недовольны, и обычно голосуют в ныне отсутствующей графе «против всех» избирательного бюллетеня. Якобы недовольство таких людей можно пробудить и направить в нужное партии русло.

Но и здесь «оппозиционеры» не получат ничего. Согласно исследованиям социологов ВЦИОМ, «протестный» электорат не намерен пополнять ряды СПС, «Яблока», «Другой России» и прочих подобных организаций.

По данным ВЦИОМ, доля «отказников», то есть людей, заявлявших о своем неучастии в грядущих парламентских выборах (в том числе и голосовавших ранее «против всех»), к августу 2007 года стабилизировалась на отметке 14-15%. Однако выясняется, что и среди «протестников» большинство, скорее всего, поддержало бы не Явлинского, Белых, Касьянова или Каспарова, а… Владимира Путина.

Как поясняет гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров, «сторонники Путина составляют большинство в электоратах всех партий, за исключением коммунистов. Поэтому неудивительно, что и среди «протестно» настроенных избирателей их тоже больше всех». По мнению экспертов, несогласие этих избирателей голосовать за кого-то сегодня отнюдь не означает того, что они выбирают «оппозицию». «Нет ничего странного и в том, что часть поддерживающих президента граждан не видит пока что «своей» партии и надеется на ее появление, например, после 2008 года», - говорит социолог.

Конечно, новизна механизма выборного голосования по партийным спискам может привлечь часть «протестников» - по прогнозу ВЦИОМ, их голоса могут дать прибавку около 1%. Но отнюдь не «оппозиции», а ЛДПР и «Единой России». Голосование за ЛДПР для многих - это и есть голосование «против всех», а к ЕР, как к фавориту в последний момент может примкнуть часть даже негативно настроенных избирателей. Но оппозиционным партиям, скорее всего, не достанется ничего - поскольку большинство «несогласных» не приемлют всю партийную систему и для них никакой принципиальной разницы между «Единой Россией», КПРФ или СПС не существует, считают социологи.

Кроме того, согласно исследованиям ВЦИОМ, членов группы «против всех» мотивирует отнюдь не «маргинальная» идеология, а скорее убеждение, что партии, целиком соответствующей их интересам, нет и быть не может. «Даже если некая партия выражает их взгляды на 80%, голосовать за нее они не будут», - считает политолог Дмитрий Орешкин.

Таким образом, социологические исследования ясно свидетельствуют – на сегодняшний в России предпочтения электората ясно определены: это правые, левые и либерально-демократические политические взгляды, хорошо представленные тремя основными партиями «парламентского» пула. Прочие же партии - как балансирующие на грани 7% голосов электората, так и политические аутсайдеры из «оппозиции» всякого рода, не имеют шансов на легитимное представительство во власти.

Поэтому все они фактически обречены на бесплодные попытки «подражания старшим», использования «черных политтехнологий», на вечные поиски зарубежных или отечественных криминальных «политспонсоров» и последующие внутрипартийные дрязги - по поводу «распила» очередных предвыборных бюджетов, мест в довольно призрачных партийных списках. Простыми словами – по большому счету, россиянам они не нужны.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить