"Волк должен остаться шпаной"

С кого авторы "Ну, погоди!" срисовали отрицательного героя, за что композитор Тухманов выставил им коньяк и каковы перспективы любовного треугольника с участием Зайца, Волка и Лисички в новых сериях — на эти вопросы "Правде.Ру" в 2007 году ответил Алексей Котеночкин, сын легендарного режиссера. Он обещает продолжение в формате 3D…

Пожалуй, в последние годы любимый многими мультик "Ну, погоди!" может претендовать на титул самого скандального анимационного проекта — то и дело вокруг легендарных персонажей возникают всевозможные слухи, один хлестче другого. Только-только затих скандал с американским порносайтом, бесстыдно использовавшим образы Зайца и Волка, как прошла молва, что идею мультфильма Вячеслав Котеночкин якобы украл у одного из молодых коллег. Но, несмотря ни на что, новые (19-й и 20-й) выпуски были в конце минувшего года презентованы на международном фестивале детского и юношеского кино "Лістападзік" в Минске. "Правда.Ру" обратилась к Алексею Котеночкину — сыну прославленного режиссера — чтобы узнать историю создания старых и новых серий.

— Алексей, можете ли вы сейчас вспомнить, как вообще начинался мультфильм "Ну, погоди!"?

— Могу, но только по рассказам отца. По его словам, никто не хотел браться за новый для советской страны образ, никто не хотел снимать данный сценарий. И сегодня, когда мультфильм имеет уже столь большой успех, Александр Курляндский очень любит рассказывать, как Вячеслав Котеночкин оказался единственным, кто не отверг предложенный сценарий, а реализовал его, в результате чего оказался всеми любим и почитаем.

— Как вы можете прокомментировать слухи о том, что идея мультфильма была просто украдена?

— Чего только мне не приходилось читать в Интернете! Начиная с того, что "Ну, погоди!" — это жалкая копия американского мультика "Том и Джерри". По этому поводу хочу вам откровенно признаться, что мой отец увидел "Тома и Джерри" только в 1987 году, через полгода после того, как лично я купил видеомагнитофон. И к этому времени существовало уже 16 серий "Ну, погоди!"… "Том и Джерри" — это просто трюковая комедия, а наш мультфильм — это нечто большее, чем просто трюки.

— Еще одна сплетня ходила по миру все эти годы. Якобы ваш отец очень долго стоял перед зеркалом, чтобы нарисовать Волка. Что Вы про это можете сказать?

— Да, это действительно так, Волк — это мой отец. И я всегда вздрагиваю, когда в очередной раз узнаю об этом. Именно поэтому в новых сериях у Волка присутствуют не чьи-нибудь, а мои ужимки. И я постоянно пытался представить, как бы тот или иной эпизод воплотил отец. Сравнивал с тем, как хочется воплотить это мне, и выбирал нечто среднее.

— Раз уже мы заговорили про новые серии мультфильма, расскажите пожалуйста, как Вы решились на продолжение?

— Когда Александр Курляндский (сценарист "Ну, погоди!"- ред.) впервые заговорил со мной о продолжении, я был категорически против. Спорили два часа, в результате расстались на том, что не имеет смысла это обсуждать, когда все равно нет денег. После чего Курляндский дал несколько интервью газетам и телевидению, как говорится, забросил крючок в массы, появился инвестор…

— И, в конченом итоге, как вам удалось снять продолжение легендарного мультфильма?

— Было очень сложно. Потом, у отца всегда была масса недоброжелателей, которые перешли по наследству ко мне. Но первая сложность состояла все-таки в том, чтобы вообще решиться на все это, так как заранее было известно, что все будут сравнивать новый конченый продукт с тем, что было раньше. Вторая — в том, что очень многие из тех, кто работал с моим отцом, уже умерли. Однако и это еще не все. Сейчас все работают в условной манере — так, как снимались "Том и Джерри" или "Микки-Маус". Так, как снималось "Ну, погоди!" — при помощи рисунков — сейчас уже никто не работает. Однако все трудности мы преодолели, и сегодня все зрители могут при желании увидеть, что у нас получилось. К тому же при съемках мультфильма у меня был хороший эксперт — мой пятилетний внук. Я ему показывал наброски, и если ему нравилось, то я их ставил в окончательный вариант.

— Вы недавно задумали снять новые серии легендарного мультфильма. Какими они будут?

— Особых изменений не предвидится. Волк должен остаться шпаной, а Заяц должен остаться ущемленным существом. Хотя недавно прошла информация о том, что в новых сериях Волк и Заяц поменяются местами. Заяц будет эдаким панком, а Волк будет приличным мужчиной. Говорили даже, что между ними завяжется любовный треугольник в борьбе за Лисичку. Но лисички мы пока что не в отснятом проекте не увидели.

— Скажите, откуда взялась информация о том, что в новых сериях "Ну, погоди!" у Волка и Зайца вырастут дети, а в показанных сериях мы никаких детей также не увидели?

— История про детей — давняя задумка Курляндского. Там, в частности, предполагалось, что дети Волка и Зайца будут гоняться друг за другом, а старые Волк и Заяц будут уже только наблюдать за этими погонями. Но этот сценарий осуществлен не был, так как мы попросту не нашли денег. И совсем уже недавно, когда 19-й и 20-й выпуски "Ну, погоди!" уже снимались, на НТВ вспомнили, что у них есть отснятый полтора-два года назад материал, в котором Курляндский показывал на камеру первые комиксы данного сценария. И, несмотря на то, что сценарий, в конечном итоге, получился не таким, мы, в общем-то, довольны, что лишний раз был подогрет интерес к нашему детищу.

— Правда ли, что "Ну, погоди!" станет в конечном итоге полнометражным фильмом?

— Не исключено и такое. В настоящее время мы этот вопрос обсуждаем с инвесторами. И если съемка 19-го и 20-го выпусков мультфильма стала имиджевым проектом для компании, которая помогла нам, то сейчас она же хочет сделать коммерчески успешный проект. Скорее всего, это будет фильм стандарта 3D. Мы хотим уйти от старого формата, сделать фильм с насыщенной речью и большим количеством персонажей, в том числе второстепенных.

— Раньше в мультфильме использовались популярные мелодии того года, в котором снималась та или иная серия, а в новых сериях мы практически ничего подобного не услышали. Почему так получилось?

— Сейчас очень напряженная ситуация с авторскими правами. Проблема даже не в том, что мы не можем заплатить. Заплатить мы можем, но главный вопрос — найти, кому же принадлежат авторские права. И на сей раз, чтобы не попасть впросак, мы специально приглашали композитора, чтобы он написал музыку для нас. Раньше отец ставил в свои серии абсолютно все, что хотел и очень любил вспоминать одну историю. Однажды ему позвонил композитор Тухманов. "Вы в одной серии вставили мою музыку", — сказал Тухманов. "Ну вот, началось!" — с тоской подумал отец. А Тухманов ему: "Знаете, я вам безгранично благодарен, нельзя ли с вами встретиться и распить бутылочку коньяку?"… Но сегодня все по-другому — за каждый крошечный фрагмент приходится платить большие деньги правообладателям. В результате всю музыку нам написал Андрей Державин, клавишник "Машины времени"…

— Расскажите пожалуйста, что за книжка "Нью-погоди" вышла недавно?

— Это книжка комиксов. Мы хотели с ее помощью как-то разнообразить ситуацию с мультфильмом. Однако небезызвестный Александр Курляндский очень обиделся на выход этих комиксов и сказал, что мы идею их попросту украли.

— И все же что Вы хотите пожелать сегодняшнему зрителю "Ну, погоди!"?

— Хорошего настроения и, главное, работоспособности. А еще уверенности в том, что совместными усилиями мы будет продолжать дело "Ну, погоди!" еще долго.

Беседовал в 2007 году

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить