Английские жадины не лучше американских

Кинодеятели и музыканты Великобритании требуют от своего правительства срочно увеличить срок охраны авторского права с 50 до 95 лет. Именно так уже поступили в США. Небогатые кино и меломаны Старого Света пребывают в крайнем волнении.

Как известно, срок охраны законом авторского права (или копирайта) содержится в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, впервые принятой 9 сентября 1886 года. С тех пор она неоднократно дополнялась и корректировалась, и ныне действует редакция 2 октября 1979 года. Её нормами руководствуются все члены Всемирной торговой организации (ВТО).

В статье 7 этой конвенции зафиксировано, что государства её, подписавшие, обеспечивают полувековой срок охраны авторского права. Это означает, что тиражирование и распространение подпадающих под этот срок произведений литературы и искусства законно возможно лишь по договорённости с владельцами авторских прав. По истечении 50 лет творения переходят в разряд «общественного достояния» и могут тиражироваться всеми желающими бесплатно.

Первоначально Бернская конвенция регулировала выпуск только литературных произведений – пятидесятилетний срок охраны копирайта отсчитывался со дня смерти писателя. С развитием кино и звукозаписывающей индустрии такой же срок был установлен и для фильмов и звукозаписей. Началом отсчёта считается день публичного представления творения – премьера фильма, презентация музыкального альбома в торговом центре и так далее.

Но часть 2 статьи 7 Бернской конвенции, где речь идёт о полувековом сроке охраны копирайта для кинофильмов и звукозаписей, сформулирована более расплывчато, чем часть 1, посвящённая литературе. В ней говорится о том, что страны-участники конвенции «могут предусмотреть» срок в 50 лет.

Этой юридической лазейкой и решили воспользоваться в США, в экономике которых кино и шоу-бизнес играет колоссальную роль. Тихой сапой, начиная с 80х годов прошлого века, на территории всех штатов срок действия охраняемых государством авторских прав был увеличен с 50 до 95 лет. На сегодняшний день всё, что было создано Голливудом и заокеанским шоу-бизнесом после 1912 года, может быть законно выпущено как в самой Америке, так и странах-членах ВТО только после выплаты согласованного вознаграждения владельцам авторских прав.

Понять американцев очень даже можно. Если бы нормы статьи 7 Бернской конвенции продолжали у них действовать, то в «общественное достояние» давно бы перешли и все комедии Чаплина, и киноэпос «Унесённые ветром», и многочисленные записи легенд джаза. А сейчас законно и на халяву можно было бы выпускать (страшно сказать!) ранние записи самого Короля, сиречь Элвиса Пресли!

В Старом Свете на значительное увеличение срока действия копирайта долгое время не обращали внимания. Видимо потому, что спрос на ретро-фильмы и музыку европейских стран гораздо меньше. Первыми спохватились киношники и музыканты Великобритании, поскольку на горизонте замаячило окончание защиты от «халявщиков» для многих опусов, до сих пор пользующихся коммерческим успехом. Ведь если всё останется, как есть, то уже через пять лет в разряд «общественного достояния» начнут переходить записи «Роллинг стоунз» и «Битлз».

На протяжении 2001-2007 годов в парламент и правительство Великобритании поступило 16 обращений крупнейших звукозаписывающих компаний страны, различных ассоциаций авторов и исполнителей популярной музыки с требованием увеличить срок действия охраняемого копирайта с 50 хотя бы до 70 лет.

Объяснялось всё, естественно, не корыстью, а благими намерениями. В частности, планами помочь ветеранам поп и рок-сцены, которые якобы прозябают в нищете, поскольку не получают пенсии. И желанием привлечь в музыкальную индустрию Великобритании инвестиции с целью её бурного роста.

Но английское правительство, основываясь на заключении министерства по вопросам культуры, СМИ и спорта, решило ничего не менять, сочтя полувековой срок вполне достаточным. Это вызвало возмущение глав крупнейших компаний шоу-бизнеса во главе с легендарной «EMI». Они уже встречались со своими французскими и немецкими коллегами и готовят обращение к руководству Евросоюза с предложением срочно обсудить увеличение срока действия копирайта на всей территории объединённой Европы.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить