Как запретить вождение мопеда?

Двухколесные мопеды или, как их модно называть – скутеры, все чаще становятся причиной ДТП. Управлять этими маломощными, но весьма быстрыми «игрушками» по существующему законодательству можно без прав.

Ввести запрет на управление мотоскутерами без водительского удостоверения предлагают в одной из фракций Госдумы. Депутаты на пленарном заседании в пятницу предложили запретить несовершеннолетним детям управлять мотоскутерами. В настоящее время таким двухколесным транспортом согласно законодательству может управлять любой гражданин даже без водительского удостоверения.

«Нужно пересмотреть закон и ввести, чтобы в обязательном порядке выдавались права (на скутеры)», - сказал один из народных избранников. Он считает, что ребенок, получив в 14 лет паспорт, вполне может пойти и получить «права». Скутеров в нашей стране год от года становится все больше и больше. Если объем двигателя не более 50 смз, транспортное средство не надо ставить на учет, не надо сдавать на права, не надо еще много чего. Всех дел – купи и катайся…

В сухие теплые дни, когда в большом городе путь от дома до работы и обратно на автомобиле превращается в пытку, и поневоле начинаешь завидовать мотоциклистам. По краешку, между машинами, и никакие пробки не страшны! Правда, существует опасность: а вдруг найдется автомобилист, который захочет развернуться или хотя бы резко перестроиться из ряда в ряд?

Вроде бы, если ориентироваться по зеркалам – мотоцикл очень далеко. С другой стороны, мощность у некоторых аппаратов такая, что через несколько секунд этот болид уже поравняется с вами, а вы его не увидите. Но такие «аппараты» если даже не видно, зато слышно издалека, а вот относительно тихие скутеры…

Но и это не самое главное! «Взрослые» участники дорожного движения – и автомобилисты, и мотоциклисты, знают правила (пусть некоторые и в общих чертах). Владельцы «малокубатурной» техники, молодые люди 14–16 лет, о существовании ПДД подчас и не догадываются! Тем не менее, они выезжают на дороги, абсолютно не интересуясь общепринятыми правилами игры.

К сожалению, никакой статистики в масштабах страны по ДТП с участием мотоциклов и скутеров нет. Но это не значит, что проблемы нет вовсе! Даже если судить по обрывочной информации, число аварий с участием двухколесных машин растет. Так, в Архангельской области, крае отнюдь не самом жарком и солнечном, за прошедший год было зафиксировано 42 дорожно-транспортных происшествия с участием скутеров, велосипедов и мопедов, что в 1,5 раза больше, чем в 2005 году.

В культурном Санкт-Петербурге в 2004 году было 79 ДТП (7 человек погибли, из них 2 ребенка; ранены 85). В 2005 году цифра удвоилась – 160 ДТП с участием скутеров (погибли 8, из них 1 ребенок; ранены 179 человек).

Это – только официально зафиксированные случаи; в реальной жизни малолетние участники аварий часто уходят домой, вытирая кровь с разбитых носов и утаскивая покалеченные «игрушки». Не успевает зажить одна ранка, как юный наездник снова в седле. Потому что скутер – агрегат потрясающе заводной!

Что там дети – взрослые теряют контроль над ситуацией, садясь на эту табуретку с мотором! Известный французский актер Жерар Депардье пару лет назад гонял по Парижу на скутере, не справился с управлением и сломал ногу…

Для управления транспортными средствами с объемом двигателя до 50 смз водительское удостоверение пока не требуется, и это главная причина роста ДТП, считают в ГИБДД. Причем речь идет не только о правомочности использования скутеров, но и о защите от банальных угонов, ведь двухколесные машины к тому же нигде не числятся.

В конце апреля заместитель министра внутренних дел России Александр Чекалин заявил, что владельцы скутеров, которые ездят по дорогам общего пользования, должны иметь водительские права.

«Это равноправные участники дорожного движения, которые должны подчиняться общим законам дороги и иметь общие со всеми водительские документы», – заявил генерал. Однако если это и произойдет, то не раньше чем через два-три года, когда начнется замена водительских удостоверений, о которой столько уже говорили.

Вполне возможно, что ГИБДД надумает ввести специальные права для управления скутерами с двигателем объемом до 50 смз (категория А1). Тем более, что депутаты уже этого захотели.

МНЕНИЕ ЮРИСТА

Сергей Смирнов, заведующий отделом правовой информации «Правозащита за рулем»

- В ПДД четко написано, что водитель скутера (мопеда) относится к участникам дорожного движения. Поэтому он обязан соблюдать требования Правил, а в случае нарушения – будет нести ответственность. Только вот сотрудники ГИБДД не утруждают себя подобного рода работой.

Связано это со многими причинами. Во-первых, поймать такого нарушителя непросто, во-вторых, за рулем скутеров, как привило, несовершеннолетние водители. К административной же ответственности можно привлечь только лицо, достигшее 16 лет.

Кроме того, скутеры не надо регистрировать, для управления таким транспортным средством не нужно водительское удостоверение. Вот и получается, что почти никаких мер воздействия на малолетних «гонщиков» у сотрудников ГИБДД нет.

Водителям скутеров необходимо знать, что помимо общих требований ПДД есть специальный раздел – глава 24 Правил. Согласно указанному разделу водителем скутера может быть лицо, достигшее 16 лет. При этом местным органам исполнительной власти предоставлено право уменьшить возрастной ценз на два года, а также устанавливать порядок сдачи экзаменов водителями скутеров и регистрации двухколесных транспортных средств.

На скутере разрешается двигаться по крайней правой полосе либо по обочине при условии, что такое движение не помешает пешеходам. При наличии велосипедной дорожки ехать можно только по ней, если же она пересекает проезжую часть, то водитель скутера обязан уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по дороге.

Запрещено поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайными путями и на дорогах, где больше одной полосы для движения в каждом направлении.

К сожалению, как показывает практика, водители скутеров зачастую вообще не знакомы с Правилами дорожного движения, поэтому представляют опасность для остальных участников дорожного движения.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Обсудить