Что стоит за рассуждениями о ракетах в Белоруссии?

Несмотря на прозвучавшее опровержение, теоретическая возможность размещения российских ракет в Белоруссии заслуживает внимания. Такой вариант умерил бы пыл Пентагона и его вассалов в Восточной Европе. Да и Лукашенко не остался бы внакладе.

Заявление посла РФ в Минске Александра Сурикова о возможном размещении ядерного оружия на территории Белоруссии сразу стало сенсацией и вызвало бурю откликов как в России, так и за рубежом. Несмотря на последовавшее опровержение и уверения посла в том, что его слова неправильно истолковали, можно предположить, что полемика возникла не на пустом месте.

Само высказывание посла было, действительно, весьма туманным: «Это зависит от уровня нашей политической интеграции. А также от точек зрения экспертов, дипломатов, военных: нужно, можно, когда, как. Я имею в виду объекты, имеющие отношение к ядерному оружию».

Причиной опровержения стала, скорее, не истеричная реакция Запада, а позиция самого Минска, расценившего эту фразу как вмешательство во внутренние дела суверенного государства.

Впрочем, Батька никогда не был рьяным сторонником размещения ядерного оружия на своей территории. Еще год назад по окончании российско-белорусских учений он заявил, что «в размещении тактического ядерного оружия в полосе первого удара нет необходимости, достаточно необходимого оружия в Российской Федерации».
 
Еще в 1992 году Россия, США, Белоруссия, Украина и Казахстан подписали так называемое Лиссабонское соглашение, по которому Минск, Астана и Киев объявляли свою территорию безъядерной зоной и безвозмездно передавали Москве все ядерное оружие, находившееся на их территории на момент распада СССР. Россия, в свою очередь, подписала протокол о том, что впредь все это оружие будет находиться на ее территории.

С другой стороны, размещение уже существующих российских военных объектов (радиолокационной станции под Барановичами и узла связи ВМФ в районе Вилейки) всегда было для Белоруссии существенным козырем в газовых и тарифных войнах с Россией. И перспектива появления ядерного оружия может рассматриваться в этом же контексте. Особенно в условиях уже заявленного тем же Александром Суриковым повышения цен на газ с нынешних 100 долл. за тысячу кубометров до 125-150 долл., что, соответственно, обойдется Белоруссии в дополнительные 0,5-1 млрд. долл.
 
Реакция Минска, чем бы она не была продиктована, не остановит российских планов по размещению дополнительных вооружений по периметру своих границ. Еще в мае Сергей Иванов заявил о том, что  в Калининградском особом военном районе будет размещен дивизион ракет «Искандер», что позволит поразить шахтные позиции противоракет США на территории Польши.

Кроме того, стратегические ракеты РТ-2ПМ2 «Тополь-М» грунтового и шахтного базирования, Р-36МУТТХ «Воевода» и УР-100НУТТХ «Стилет» способны достать любую цель на дальности около 10 тысяч километров.

И все же размещение ракет в Белоруссии имело бы серьезную политическую и военную составляющую. Такие действия способны серьезно умерить прыть заокеанского партнера и уж, тем более, отрезвить руководство европейских государств, предоставляющих свои страны под размещение ПРО.

Не случайно известный своими антироссийскими взглядами американский сенатор Лугар отреагировал немедленно и совершенно однозначно: «Я очень удивился, когда услышал такое предложение. Размещать ядерное оружие в Белоруссии – это противоречит целям и США, и России. Кроме того, будут нарушены договоренности. Наша задача, наоборот, нераспространение. Я думаю, этот вопрос должен быть рассмотрен в Конгрессе, а пока мы пребываем в недоумении».

Все это свидетельствует о том, что, план, на который намекнул посол РФ в Минске, имеет под собой почву. И нельзя исключать, что ситуация может разрешиться именно таким образом.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить