ФРГ ищет союзников для конкуренции с США

Германия намерена составить конкуренцию США в борьбе за лидирующие позиции в мире. Зная, что в военном отношении это вряд ли возможно, немцы делают ставку на экономику. В этом случае, американские ракеты постепенно утратят значение. Но Берлину нужны мощные союзники – прежде всего, Москва и Пекин. Канцлер Меркель отправилась в Китай.

В понедельник начался визит в Китай авторитетной немецкой делегации во главе с федеральным канцлером Ангелой Меркель. Поводом для поездки стала очередная годовщина установления дипломатических отношений между ФРГ и КНР.

Формально канцлер Германии направилась в Китай, чтобы обсудить проблемы глобального потепления и перспективы Киотского протокола. Но, принимая во внимание состав немецкой делегации, можно было заранее предположить, что речь пойдет о не только об экологии, но и о политике – Берлин и Пекин утверждают свое превосходство на европейском и азиатском континентах.

Германия одной из первых в Европе почувствовала изменение вектора развития 21 века и последовательно проводила политику, направленную на поиск партнеров, способных укрепить ее позицию на основе экономического могущества. Но решить эту задачу, не выйдя из подчинения Соединенных Штатов, невозможно.

Если под таким углом зрения вновь перелистать страницы недавней истории, то можно заметить факты и события, отчетливо свидетельствующие о том, что Германия, исподволь и не афишируя этого, уже приступила к осуществлению своих долгосрочных планов. История предоставила ей для этого неплохие шансы.

И первым из них стала ситуация, возникшая после развала СССР, в результате чего Восточная Европа, издавна также считавшаяся сферой особых германских интересов, ослабив связи с Москвой, осталась «бесхозной». В политическом плане ее тут же подхватили США, поставив задачей вовлечение восточноевропейских стран в НАТО.

Этот лежащий на поверхности процесс развивается для Америки достаточно успешно, позволяя говорить о новых победах американской дипломатии. Но вопрос в том, не окажутся ли эти победы пирровыми? Ведь под политический шум, сопровождающий расширение НАТО на восток, Германия без программных заявлений, но последовательно и неотступно осуществляет быстрое экономическое продвижение в страны Восточной Европы.

Известно, как сильно упрочились ее позиции в Чехии – даже гордость чешской индустрии «Шкода» уже стала германской собственностью. Идет наращивание немецких инвестиций в Венгрии. В западной Польше продолжается скупка немцами земель, иногда – по сообщению варшавских газет – через подставных лиц.

Тогда понятен смысл принятия в НАТО стран бывшего «восточного блока», который на первый взгляд выглядит алогичным. Зачем нужны нахлебники, уровень экономики которых ниже среднеевропейского и требует больших инвестиций? В целом для Старой Европы это разорительный процесс, для США – возможность получить верных вассалов и нависнуть над Россией.

Но  перспективе, когда НАТО начнет дрейфовать в сторону трансформации, ослабляя военные составляющие и выдвигая на первый план экономические, влияние Германии в Восточной Европе резко и значительно усилится, что неизбежно позволит немцам занять в НАТО главенствующие позиции.

Не получится ли так, что Америка таскает каштаны из огня для будущей Великой Германии? Иначе говоря, ядерное и вообще военное превосходство, в котором Европа уже никогда не сможет соперничать с Соединенными Штатами, в обозримом будущем перестанет быть главным фактором мирового первенства, уступив приоритет «мягкой силе», то есть экономическому могуществу?

А именно по части экономической силы Европа в целом и Германия в частности объективно становится соперником США. Но для эффективного соперничества нужно не только время, но и союзники. Поэтому Германия строит особые отношения с Россией, обеспечивая  себе энергетическую безопасность. И в отличие от своих партнеров последовательно проводит политику сближения с Китаем, реально игнорируя недовольство партнеров по ЕС и Вашингтона.

Меркель всего лишь продолжает политику  предшественников, которые видели в Пекине инструмент реализации своих интересов. Еще со времен Гельмута Коля, а затем и Герхарда Шрeдера важнейшей составляющей отношений Германии с Китаем является экономическое сотрудничество.

По примеру своих предшественников Меркель взяла с собой в поездку видных деятелей немецкой экономики. За последние годы Германия стала крупнейшим европейским инвестором в экономику КНР. Ее предшественник Герхард Шредер которого китайский лидер называл «старым другом Китая» пять раз посещал Китай.

Экс-канцлер Гельмут Коль непременно возил с собой в Китай экономические делегации. В результате для Германии Китай стал десятым по значению торговым партнером.  Германский экспорт в Китай возрос почти на 30%, а китайский в ФРГ  на 21%. В прошлом году торговый оборот между двумя странами приблизится к 40 млрд.

Кроме того, Германии важно не только экономически оседлать китайский рынок, постепенно вытесняя конкурентов из этой страны, но и усилить Китай своими военными разработками, создав опосредовано на восточном геополитическом фланге проблемы для США.

С этой целью руководство Германии, вне зависимости от партийной принадлежности, последовательно выступает за отмену запрета на поставки вооружений Китаю, введенного Евросоюзом в 1989 году после подавления студенческого движения на площади Тяньаньмэнь.

Понимание того, что на горизонтах мировой истории рано или поздно замаячит призрак соперничества между США и Германией, логически вытекало еще из событий, связанных с объединением двух германских государств. Словно джинн из бутылки, этот призрак возник уже на развалинах Берлинской стены.

Большая Германия, со временем экономически переварив бывшую ГДР, объективно должна превратиться в одну из мощнейших держав и бросить вызов мировому заокеанскому лидеру. После падения коммунизма и распада СССР к этому аргументу прибавился другой, не менее объективный вывод: американский «ядерный зонтик» над Европой постепенно будет терять значение, а в НАТО, где первенствуют США, неизбежно начнут усиливаться континентальные настроения.

Этот вывод создает как бы основу фундамента для понимания глобальных процессов, результатом которых в достаточно близкой перспективе станет формирование миропорядка XXI века.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить