В Северодвинске вызывает тревогу мост на остров Ягры

В Северодвинске (Архангельская область) вновь вызывало тревогу состояние моста, соединяющего материковую часть города с островом Ягры. Эта тема вновь возникла в ходе визита в Северодвинск академика РАН Ашота Саркисова -- основной целью его визита стало обсуждение вопросов утилизации АПЛ на местных предприятиях.

Ашот Аракелович отметил, что Северодвинск по праву считается центром инновационных технологий. На острове Ягры расположена ведущая российская судоремонтная верфь “Звездочка”, где многие года идет утилизация атомных подлодок ВМФ по международной программе “Глобальное партнерство”.

Утилизация проходит успешно, международные “утилизационные” партнеры России довольны, планы не нарушаются. Высочайшая квалификация работников “Звездочки” позволяет “пилить на иголки” российские субмарины без особых экологических происшествий, тем паче, что контроль за экологией на верфи налажен строжайший. Процесс, что называется, отработан, идет без сбоев и приключений. Однако есть большое “НО”. Это самое “НО” – потенциальная опасность ягринского моста. Именно по нему перевозится отработавшее ядерное топливо (ОЯТ), извлеченное их атомных реакторов утилизированных подлодок.

Эта тема поднималась множеством и интернетовских, и печатных изданий еще несколько лет назад. Подробно обращалась к этой теме и “Правда.ру”. Имеющаяся у специалистов информация свидетельствует о сохранении угрозы радиационной безопасности, связанной с аварийным состоянием этого моста через Никольское устье реки Северная Двина. Особую тревогу вызывают высокий риск возникновения чрезвычайной ситуации при организации спецперевозок отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) утилизируемых АПЛ.

Дело в том, что капитальный ремонт находящегося на балансе верфи “Звездочка” моста за весь период его интенсивной эксплуатации (53 года) вообще не производился! В текущем порядке устранялись лишь выявленные нарушения целостности элементов конструкций моста, что позволяло эксплуатировать сооружение с нормативно установленными ограничениями.

По оценкам специалистов ФГУП “НИПТБ “Онега” (Северодвинск), в случае разрушения моста и падения вагонов спецэшелона с ОЯТ с высоты более 10 метров не исключается возможность разгерметизации транспортно-упаковочных контейнеров ТК-ВГ-18А и попадания радиоактивных веществ в окружающую водную и воздушную среду. В связи с этим мост на острове Ягры через Никольское устье признан одним из самых уязвимых мест в схеме транспортировки отработавшего ядерного топлива. Реконструкция моста на собственные средства северодвинских предприятий не представляется возможной...

С 2003 года руководством “Звездочки” при поддержке Росатома предпринимались усилия по привлечению для реконструкции Ягринского моста средств иностранных инвесторов (Канада, Великобритания, США) в рамках программы “Глобальное партнерство”.

В 2004-2006 годах неоднократно рассматривался вопрос о финансировании этого проекта в рамках “Стратегического Мастер-плана” (программа Европейского банка реконструкции и развития “Экологическое партнерство “Северное измерение”). Вместе с тем 8 декабря 2006 года на заседании стран-доноров ЕБРР представителями Норвегии и Финляндии на основании якобы “использования Россией данного мостового сооружения в военных целях” (в общем-то, абсурднее предлога и не придумать) вдруг было инициировано исключение проекта из “Мастер-плана”. Из каких соображений западные партнеры вычеркнули ягринский мост из “ремонта” – можно только догадываться…

В общем, в свое время понадеялись на помощь иностранных партнеров, пообещавших выделить средства на реконструкцию старого или на строительство нового моста – и не включили эти пункты в российские программы. Хотя, по логике вещей, помогать с мостом должны именно иностранные партнеры – ведь Россия утилизировала свои АПЛ именно по договоренности с ними. Интересно, что с финансированием конкретной утилизации атомных субмарин особых проблем не было.

А вот теперь, когда значительная часть еще довольно боеспособных подлодок распилена, партнеры вдруг пошли на попятную… Возможно, западные партнеры, инициировавшие исключение реконструкции моста из “Мастер-плана”, руководствовались не “техническими”, а некими другими, например, политическими соображениями?

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить