Сам себе «Титаник»

История с аварией в Арктике российского круизного судна «Алексей Марышев» выглядит достаточно странно. Не совсем понятно, каким образом все-таки пострадал теплоход. И почему в разгар летней навигации гидрографическое судно катает туристов? А при попытке узнать подробности о компании, зафрахтовавшей «Марышева», всплывает имя австралийца, который только что погрузился с россиянами на дно в районе Северного полюса….

Инцидент с российским круизным судном «Алексей Марышев» в высоких широтах Арктики представлен в СМИ широко, но детали везде одинаково скупы. 17 британских туристов и один российский моряк были травмированы на палубе крупными осколками льда. Трое англичан, 70, 65 и 60 лет, а также 28-летний россиянин доставлены в больницу в норвежском городе Тромсе в тяжелом состоянии. Как заявляют медики, их жизнь вне опасности. Судно получило незначительные повреждения.

Обстоятельства форс-мажора, т.е. неодолимых сил природы, преподносятся весьма противоречиво. «Вести» РТР проиллюстрировали морское происшествие жутковатой компьютерной анимацией, где на палубу вплотную прижавшегося к айсбергу теплохода отвесно падает ледяной массив объемом в несколько десятков кубометров, и судно проседает под многотонной тяжестью. По сообщению Би-би-си, российский экскурсионный корабль «Алексей Марышев», совершавший круиз вокруг Шпицбергена, близко подошел к леднику Хорнбрин на одном из островов архипелага и попал под удар внезапно отколовшейся ледяной глыбы. По версии, высказанной в Минтрансе РФ, на борт судна вообще ничего не падало.

Собеседник «Правды.Ру» в министерстве на условиях конфиденциальности рассказал, что капитан судна, желая обеспечить туристам эффектные ракурсы съемки, приблизился к леднику Хорнбрин на расстояние, которое счел безопасным. Стандартно оно должно втрое превышать высоту ледового панциря, выступающего над водой. Но в этот момент внезапно произошел сход айсберга в море. Падение ледяной массы громадного объема вызвало волну, гребень которой перехлестнул фальшборт «Алексея Марышева» вместе с небольшими льдинами, окружающими ледник. Именно эти обломки травмировали находившихся на палубе людей, утверждает источник. О высоте волны можно судить по надводному борту, который на миделе (посредине судна) превышает 6 метров. Если инцидент действительно развивался именно в таком ключе, остается удивляться, как пострадавших не смыло за борт.

Лоцмейстерско-гидрографическое судно «Алексей Марышев» длиной 63 метра и водоизмещением около 2000 регистровых тонн построено на финской верфи «Холлминг» в 1990-1991 гг., и с тех пор приписано к Архангельской гидробазе. Район плавания и производства работ – неограниченный, корпус – усиленный для работы в ледовых условиях. Теплоход специально предназначен для съемки и картографирования рельефа, установки и обслуживания средств навигационного оборудования морских путей в суровых арктических условиях. Его уникальная особенность в том, что его автоматизированные информационные системы не только «видят» дно под килем, но готовы в режиме реального времени выдавать полноценную мореходную карту по курсу движения. В общем, сам Бог ему велел составлять карты новых подводных владений до самого полюса, за что борется сейчас Россия. Вместо этого круизы «Алексея Марышева» расписаны далеко вперед – уже анонсированы два дайвинг-тура в Антарктиду на февраль-март 2008 года.

В 2005 году теплоход, будучи в госсобственности (судовладелец Государственное унитарного гидрографического предприятия (ГУГП) Минтранса РФ) переоборудован в Нидерландах для перевозки пассажиров. Источник в Минтрансе на вопрос о целях перепрофилирования производственно-исследовательского судно в круизное уклончиво ответил, что после ремонта «Алексей Марышев» всего лишь получил сертификат на право перевозки пассажиров; их перевозка – способ загрузить теплоход работой в межнавигационный период на Севере. Поэтому зимой он работает в Антарктике. От ответа на вопрос, почему в разгар летней арктической навигации вместо занятий гидрографией судно катает туристов по Арктике, собеседник уклонился.

Как сообщила Британская вещательная корпорация, теплоход ледового класса вышел в 11-дневный полярный круиз 4 августа. На борту находились 50 британцев, в основном пожилые люди, и 19 членов экипажа, большинство из них русские. Это говорит о том, что экипаж сокращен до критического уровня. Чтобы обиходить полсотни пассажиров в 23 каютах на уровне стоимости билета до 4000 евро – необходимы коки, официанты, бармены, стюардессы и пассажирский помощник капитана. Получается, что собственно мореходством занималась максимум дюжина моряков. И результат налицо. Для справки: в «прежней жизни» этим теплоходом управляло 44 моряка.

На нынешний сезон «Алексей Марышев» зафрахтован голландской туристической компанией Ocean Expeditions для путешествий вокруг Шпицбергена. Такая фирма в Сети неизвестна, зато отыскалась другая – Deep Ocean Expeditions, занимающаяся оказанием туристических услуг. Ее в недавнем прошлом владелец, гражданин Австралии Майкл Макдауэлл, буквально на днях совершил погружение на дно Северного Ледовитого океана в составе экипажа батискафа «Мир-2», прокатившего на дно в точке Северного полюса зарубежных спонсоров. Сколько стоил его билет на полюс, неизвестно. Другой полярный фанат, шведский миллионер Фредерик Паулсен выложил за уникальное погружение сумму, составляющую 100 000 долларов за день участия в российской высокоширотной экспедиции, которая наделала в мире столько шума. Сегодня Макдауэлл – дайвер, альпинист и путешественник – владеет и управляет компанией Adventure Network International – туроператором экспедиций в Антарктику. И если речь действительно идет о его фирме, то не исключено, что фантастический «нырок» на макушку планеты в значительной степени компенсирует антарктический фрахт «Алексея Марышева» в новом году. Такая вот история с географией.

В этом сезоне арктические туры в России не продавались. Это для тех, кто уже вволю нахлебался Карибами и Багамами. Цена ныряний на крайнем Юге для невзыскательных россиян, согласных на койку в двухместной каюте со смежным с соседями санузлом, тоже будет неподъемна. Минимальная стоимость тура для квалифицированных дайверов (с документальным подтверждением навыков) превышает 7 тыс. долларов. Счастливого плавания.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *