Минск понимает, что без России не обойтись

Разрешению спора с «Газпромом» предшествовали многочисленные попытки Лукашенко добиться привилегий в экономических отношениях с Россией. Минск решился даже на довольно рискованный ход, который наблюдатели уже назвали «атомным покером». Но, в итоге, белорусские власти признали, что не смогут обойтись без сотрудничества с РФ.

Осознав, что политически шантажировать Москву бесполезно, руководство Белоруссии быстро нашло деньги на оплату газовых поставок из России. На этой неделе на счета «Газпрома» поступил последний платеж в счет погашения долга. Это произошло, когда российский концерн предупредил, что в случае неуплаты последует сокращение поставок на 45%.

Цена для Белоруссии на российский газ с начала года была повышена с $46,68 до $100 за 1000 кубометров (ровно в 2,5 раза ниже цен, по которым покупает газ из РФ Европа), причем Минску предоставили отсрочку по платежам. Так что в первом полугодии 2007 года РБ оплачивала лишь 55% поставок газа, а с июля должна была перейти на 100%-ную оплату и погасить к 23 июля весь долг – около $460 млн.

Однако вначале белорусская сторона решила попытаться сделать из возврата долга проблему, и извлечь из нее дополнительные выгоды.

Вообще, начиная с 2002 года власти Белоруссии под руководством Лукашенко всячески саботировали межправительственные договоренности (по которым республика, хотя и платила России за газ, но всегда в 3-5 раз меньше, чем все остальные), норовя удержать за собой деньги по долгам. Дело доходило даже до несанкционированных отборов газа и нефти из РФ, предназначенных для ЕС.

Сам Лукашенко угрожал вообще «перекрыть трубу в ЕС», а чуть было РФ ужесточала требования, разражался обвинениями в «массированной атаке на Белоруссию», «игре новыми энергетическими мускулами», угрозами принять сторону Запада («Российская элита стала заносчивой», и «если бы западные энергетические концерны имели долю в белорусских энерготранспортных системах, Россия не была бы по отношению к нам настолько жестокой»).

Несмотря на то, что, по признанию Владимира Путина, подтвержденному западными экспертами (!), потери экономики РФ из-за газовых соглашений с Белоруссией составляли около $3 млрд. в год, являясь «прямой поддержкой белорусских коллег», а доходы Минска от перепродажи «дешевой» российской нефти (фактически – дотации от РФ) составляли приблизительно $3,7 млрд. ежегодно, Лукашенко заявлял Европе, что белорусы «должны использовать свое географическое положение гораздо лучше», а Белоруссия якобы «помогает Евросоюзу защищать восточные границы от большей части «нелегальных мигрантов и уголовников, которые устремляются в ЕС с Востока».

Требуя от РФ преференции «союзника», Лукашенко, по мнению многих наблюдателей, повел свою страну опасным курсом фактического отмежевания от России, прикрывая этот курс формальными декларациями о сотрудничестве.

В этом же духе был выдержан и последний акт представления, когда «Белтрансгаз» решил снова не платить России за бесперебойные поставки газа, а Минск стал посылать в Москву чиновников, которые пытались получить стабилизационный кредита на $1,5 млрд.

Хотя руководство республики недавно получило наличными от «Газпрома» порядка $625 млн. – плату за продажу пакета в 12,5% своих акций, и имеет, согласно оценкам экспертов, в Резервном Фонде не менее $600 млн. только за год, и еще – порядка $3,7 млрд. – в золотовалютных резервах. Но первый вице-премьер республики Владимир Семашко даже заявил, что Белоруссия не намерена оплачивать этими деньгами долги за российский газ: «Этим деньгам есть другое применение».

Понятно, что после этой «последней капли» «Газпром» просто предупредил Минск о сокращении к 1 августа поставок газа на 45% - до фактического уровня оплаты, если деньги не будут перечислены. Незадолго до этого Лукашенко, чтобы «выбить» в РФ кредит, предпринял последний отчаянный пиар-ход на грани фола, который уже назвали «белорусским атомным покером». Он заявил о тендере на строительство в стране АЭС. Это является уже откровенным шантажом, потому что сегодня АЭС строят три страны мира: Франция, США, и Россия (которой небезразлично, кто будет строить в братской республике, в которую она, кстати, уже вложила более $42 млрд. ресурсных «дотаций» и которую на 93% обеспечивает энергоносителями).

Но это также опасный блеф, так как, во-первых, по оценкам экспертов, Белоруссия, как обычная северная страна, нуждается в большей степени в тепле для обогрева городов, чем в электроэнергии АЭС, которая не решит этой проблемы. А во-вторых, в силу позиционирования Лукашенко, как лидера жесткого режима, многим чиновникам которого даже запретили въезд в ЕС, понятно, что ни Франция, ни США строить атомную станцию для «батьки» не будут. Однако, идея такого укрепления энергобезопасности будет очевидно популярной среди народа республики, и если Россия, не поддавшись на эту провокацию, откажется (по соображениям экономической эффективности, да из-за той же политики невозврата долгов), можно будет опять бросить в сторону Кремля упреки в «зажимании» белорусов.

Тендер на АЭС был, возможно, предложен Минском в качестве сомнительного «приза» для России, чтобы выбить из нее уступки в прошедших переговорах по кредиту. Однако власти РФ, проигнорировав уловки, заняли четкую позицию – либо простое и честное сотрудничество и возврат долгов, либо сокращение поставок до оплаченных объемов.

Лукашенко был вынужден согласиться, и в Белоруссии сразу нашли $456 млн. оплаты долга – в Резервном фонде республики, а ее власти публично пообещали впредь платить все $100. «Белоруссия после погашения долга уже с августа обеспечит 100-процентную оплату «Газпрому» за поставляемое «голубое топливо», - сказал первый вице-премьер правительства Белоруссии Владимир Семашко, который ранее озвучивал идею о том, что долг России «подождет». Теперь же он говорит, что хотя «переход на 100-процентную оплату газа будет для Белоруссии сложным», «но честь, достоинство и репутация нашей страны должны быть выше всего».

Может возникнуть вопрос – почему вообще надо было повышать цены отпуска российского газа (хотя они и в 2-3 раза ниже, чем для Евросоюза). Увы, это объективная необходимость – Россия, которая вынуждена тратить до $150 млрд. в год только на устранение 50%-ного износа основных фондов, не может позволить себе неформальные «дотации» в 10-ю часть этой суммы даже для соседней дружественной Белоруссии.

«Вся страна с ее населением зависит от «Газпрома», - подчеркивает первый вице-премьер России Дмитрий Медведев, отметив, что «у концерна были эксклюзивные партнеры, которые платили за газ не по рыночным ценам, тем самым, получая субсидии до 5-ти млрд. евро ежегодно, но вечно так продолжаться не могло».

Кроме дотаций есть и другие пути сближения народов в рамках военного, политического, экономического сотрудничества – как двустороннего, так и в СНГ. Кстати, сегодня такое сотрудничество фактически происходит – Россия держит свой ядерный щит над суверенной Белоруссией, а ее западные границы прикрывают российские противоракетные комплексы С-300.

Кстати, это же касается и Украины, которая приближается к тем же выводам, пройдя тот же путь, что и Белоруссия. Начав с конфликтов, несанкционированных отборов (более 80 млн. кубометров – только за несколько дней января 2006 года), и споров о тарифах на российский газ (который она теперь получает по льготной цене в $130), Украина при нынешнем премьере Викторе Януковиче радикально сменила тон, в результате чего уже пришла к переговорам о возможности совместной разработки российских газовых месторождений. «Никаких угроз я не вижу», - Янукович, отмечая, что процессы переговоров с РФ теперь проходят цивилизованно.

Прекрасный пример союзным республикам подают Болгария и Греция, куда в четверг возобновилась подача российского газа, ранее прерванная из-за непонятного взрыва на газопроводе в Болгарии. Первая из этих стран, исторически и цивилизационно ориентирующихся на Россию, исправила повреждения всего за трое суток, а вторая (80% потребностей которой в газе обеспечивает Россия) – не предъявляя РФ ни малейших претензий, все это время обеспечивала своих потребителей за счет поставок из своего хранилища сжиженного природного газа.

Рост взаимопонимания очень важен на данном этапе адаптации бывших союзных республик на постсоветском пространстве после шокового развала СССР.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь