Оставшись в живых, пилот подвел ЦРУ

19 августа 1960 года пилот сбитого 1 мая американского самолета-разведчика U-2 Фрэнсис Пауэрс осужден советским судом за шпионаж.

Этот кадр из старого фильма "Мертвый сезон" памятен многим: обмен советского разведчика на американского. Они идут навстречу друг другу и каждый вглядывается в черты лица противника, а вокруг какие-то пустоши, родные березки… На самом деле все было не так. За одного провалившегося разведчика нашим пришлось отдать двоих граждан США — еще в придачу какого-то студента по фамилии Праюр, которого без суда держали в восточногерманской тюрьме больше полугода. 10 февраля 1962 года на мосту Глиникер-брюкке в Потсдаме, соединявшем Западный и Восточный Берлин, фигуранты размена демонстративно отвернулись друг от друга: советский полковник Рудольф Абель (который на самом деле Вильям Фишер) — и пилот специальной эскадрильи ЦРУ "10-10" Френсис Гэри Пауэрс.

Дело Пауэрса знаменовало новый виток "холодной войны". Это было время, когда разведки недавних союзников по антигитлеровской коалиции начали широко использовать всевозможные технические новинки. Традиционных агентурных методов сбора информации о потенциальном противнике стало явно недостаточно. СССР на рубеже 60-х активнее использовали военно-морскую разведку. США сделали ставку на небеса. Но их усилия по "вскрытию" периметра советских границ долгое время не приносили весомых стратегических результатов, кроме характеристик радаров ПВО. Для выявления испытательных полигонов баллистических ракет, аэродромов дальней бомбардировочной авиации и заводов по производству ядерного топлива требовались самолеты глубокого проникновения.

Все началось в августе 1955 года, когда замглавы ЦРУ Ричард Биссел поразил Дуайта Эйзенхауэра снимком его любимой площадки для гольфа. На фотографии, сделанной с высоты 16 000 метров, можно было различить даже мячики! Восхищенный президент тут же одобрил запуск разведывательной программы "Акватон". Любопытно, что толчок ей дал изобретатель всем известной фотокамеры "Поляроид" Эдвин Лэнд. Он предложил создать легкий высотный самолет, способной фиксировать малейшие детали на земле. Lockheed U-2 построили буквально за год. Внешне он походил на планер: фюзеляж 12 метров, а размах крыльев — 30! В ЦРУ его прозвали воздушным змеем, пристроенным к фотокамере. Американцы полагали высоту полета (до 27 километров) гарантией безопасности. Советские истребители имели в то время потолок на 10 километров ниже.

U-2 легко восполнил пробелы "любознательности" ведомства в Лэнгли: именно благодаря этому маленькому черному самолету американцы обнаружили объект Тюра-Там (будущий космодром Байконур), полигон ракет средней дальности Капустин Яр и многое-многое другое. Всего с 1956 по 1960 год было совершено около 20 полетов вглубь территории СССР. Глубже всех проник Пауэрс.

1 мая 1960 года ранним утром он стартовал с базы Пешавар в Пакистане, через территорию Афганистана перелетел в СССР и полагал приземлиться на базе Будё в Норвегии. Накануне вылета, как показал Пауэрс в советском суде, его шеф полковник Шелтон "сообщил мне, что приготовил для меня свертки с советскими деньгами и золотыми монетами на тот случай, если со мной что-нибудь произойдет. Свертки были положены в карманы моего летного костюма. Он показал мне также серебряную монету в один доллар, в которую была вставлена булавка. Полковник сказал мне, что никакой опасности нет, так как СССР не располагает самолетами или ракетами, которые могли бы достигнуть высоты моего полета, однако если что-либо случится, и я буду арестован и подвергнут пыткам и не смогу их выдержать, то у меня будет возможность покончить с собой с помощью этой булавки, содержащей яд". Советские эксперты также установили, что U-2 был оборудован взрывным устройством, чтобы в случае вынужденной посадки на территории СССР летчик мог уничтожить самолет. Самоликвидатор был установлен также в магнитофоне, предназначенном для записи сигналов советских РЛС. Существовала версия, никем не опровергнутая, что "адская машинка" могла сработать и в случае катапультирования пилота. Якобы, зная или догадываясь об этом, Пауэрс покинул борт самостоятельно.

"Самолет Пауэрса пересек государственную границу СССР в 5 часов 36 минут по московскому времени юго-восточнее Кировабада…. В 8 часов 53 минуты первой же ракетой самолет Пауэрса, пролетев над советской территорией более двух тысяч километров, был сбит на высоте двадцати тысяч метров в районе Свердловска", — заявил в обвинительной речи генпрокурор СССР Р. Руденко.

Существует, однако, несколько вариантов происшедшего. Ракетным залпом было выпущено две ракеты, первая из которых уничтожила советский самолёт сопровождения МиГ-19 (он летел ниже, не имея возможности подняться на высоту У-2), а вторая — поразила самолет Пауэрса. Пилот советского самолёта, старший лейтенант Сергей Сафронов, погиб. Посмертно он был награждён орденом Красного знамени.

По другой версии, U-2 удалось "достать" уже первой ракетой, повредив хвостовое оперение и крылья, так что пилоту пришлось катапультироваться, вторая же ракета разнесла американский самолет в пух и прах. Есть еще одно свидетельство случившегося под Свердловском. Как указывает украинское сетевое издание "Свобода", бывший военный летчик 1-го класса Юрий Коваленко рассказывал: огромная заслуга в том, что удалось сбить самолет Пауэрса, некоего капитана Н. Это он, по свидетельству Ю. Коваленко, на своем перехватчике Т-3 (позже названном СУ-9) вместе с парой МиГов принудил Пауэрса войти в зону действия ракет "земля-воздух". Подтверждение тому — слова американского летчика, сказанные отцу после суда в Москве: "Не верь, отец, что меня сбила ракета. Меня сбил самолет, я его видел своими глазами так, как вижу тебя".

Полет U-2 провалил конференцию СССР, США, Франции и Великобритании, проходившую в это время в Париже. 5 мая Никита Хрущев заявил, что рассматривает поимку Пауэрса как предотвращение акта агрессии США против СССР. Американский госдеп, видимо, полагая, что пилот выполнил инструкцию и покончил с собой, туманно отметили, что самолет принадлежит НАСА, занимался проб воздуха в верхних слоях атмосферы, пилоту в воздухе могло стать плохо, а летательный аппарат на автопилоте сам залетел на территорию СССР.

В ответ через два дня Хрущев взорвал информационную "бомбу": летчик Пауэрс жив, находится в Москве и дает показания. Президент Эйзенхауэр уклонился от извинений, советская делегация покинула Париж. Похолодало резко.

В сентябре 1960 года Военной коллегией Верховного суда СССР Фрэнсис Гэри Пауэрс был осужден на 10 лет — 3 года тюрьмы и 7 лет лагерей. После приговора его доставили во Владимирский централ, где он просидел два года, пока его не обменяли. После инцидента с Пауэрсом полеты американских самолетов в глубь Советского Союза прекратились. в США была развернута программа "Корона" — на смену самолетам-разведчикам пришли орбитальные спутники.

По возвращении в США первоначально Пауэрса обвиняли в том, что он не смог уничтожить разведывательное оборудование своего самолёта или в том, что не совершил самоубийство при помощи о отравленной иглы, ему выданной. Однако военное дознание сняло с него все обвинения. В итоге ЦРУ США выплатило Пауэрсу по 2500 долларов за каждый проведенный месяц в советской тюрьме. К тому же он неплохо заработал на своей книге о деле U-2. Затем Пауэрс работал летчиком-испытателем в фирме Lockheed. В 2000 году его наконец-то наградили за легендарную миссию, но увы — награда нашла героя с очень большим опозданием. Еще 1 августа 1977 году Пауэрс погиб в катастрофе неподалеку от Лос-Анджелеса, пилотируя вертолет местной телекомпании. Так 30 лет назад закончился жизненный путь самого знаменитого воздушного шпиона прошлого столетия.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить