«Такие личности рождаются раз в сто лет!»

В возрасте 89 лет скончался великий мастер кино Ингмар Бергман. Наши режиссеры считают, что мировой кинематограф понес невосполнимую утрату. Умрет ли вместе с Бергманом великое авторское кино? На этот вопрос «Правде.Ру» ответили Виктор Мережко и Кирилл Разлогов.

Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в Швеции в городе Упсала. Получил образование в Стокгольмском университете и в 1940 году стал режиссером в Королевском драматическом театре, а потом - сценаристом и режиссером в компании Svensk Filmindustri. В то время Бергман был известен только у себя на родине, но уже в конце 40х гг. в фильме «Тюрьма» он заявил о себе, как о художнике мирового масштаба. Среди самых известных фильмов этого киноклассика - "Земляничная поляна", "Лицо", "Улыбки летней ночи", "Седьмая печать" , "Молчание" и другие.

Режиссер Кирилл Разлогов назвал его патриархом интеллектуально-философского кино. «Открытие Бергмана произошло в тот момент, когда фильмы, рассчитанные на молодежь и интеллигенцию, стали популярны и приносили достаточно доходов, чтобы окупить себя. Тогда настало время интеллектуального и философского кино», - рассказал Разлогов «Правде.Ру».

Несмотря на то, что в последние годы жизни Бергман жил на острове Форё и отказался от активной общественной жизни, он оказывал сильное влияние на то, что происходило вокруг. Даже отойдя от режиссуры, он писал сценарии, многие из которых были экранизированы режиссерами молодого поколения. Стоит так же отметить, что классик мирового кино сыграл серьезную роль в творческой биографии Андрея Тарковского, особенно на финальном ее этапе.

«Уйдя из жизни, Бергман остался памятником самому себе и своему времени, своему искусству. Он остался недосягаемым образцом верности себе и тем принципам, которые исповедовал с первых лет работы в театре и кино», - считает Разлогов.

О кончине киноклассика Виктор Мережко узнал от корреспондента «Правды.Ру». «Личностей, подобных Бергману, можно пересчитать по пальцам, их 5-10 человек. Он настолько удачно занял свою нишу, что не одно поколение кинематографистов еще будет разгадывать этот феномен, - убежден Мережко. - Бергман открыл то кино, которое мог знать только он – кино Бергмана. Трудно представить, что сейчас чувствуют последователи гения. Это ужас, беда и растерянность!»

И Разлогов, и Мережко уверены, что настоящее авторское кино не умрет вместе с великим режиссером. Однако расходятся во мнении, когда же появится его приемник. Мережко говорит, что произойдет это не скоро, поскольку «такие личности, как Бергман, рождаются раз в сто лет, если повезет, а то и в 200». Разлогов же считает, что сейчас появляются молодые режиссеры, которые следуют принципам классика. Только работают они в более сложных условиях.

«Дело в том, что в 50-60-х годах европейское кино вышло на первый план, и это интеллектуальное кино определяло мировой кинопроцесс. Сейчас его определяет Голливуд, развлекательное кино, компьютерные спецэффекты и то, что ориентировано на детей и подростков, которым вряд ли понятна глубина бергамановского мироощущения».

Дата похорон легендарного кинорежиссера пока не определена. Известно лишь то, что они пройдут в узком семейном кругу.

Автор Мария Петрухина
Мария Петрухина — журналист, бывший корреспондент Pravda.Ru
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *