Мону Лизу искали не там

Огромное количество всевозможных спекуляций и легенд написано в трудах по искусству, заброшено в прессу и Интернет о портрете «Мона Лиза» великого Леонардо. Помочь разобраться в море исторических фактов, которые подтверждены соответствующими источниками, поможет книга «Кто есть Мона Лиза?» немецкой исследовательницы Майк Фогт-Люерссен. Этой книги пока еще нет на русском, и тем сенсационней звучат представленные в ней выводы.

Автор нескольких книг и монографий (на русском языке нет пока ни одной) провела в поисках истины несколько лет, перерыла горы фолиантов в трех университетских библиотеках, сверяла и перепроверяла широко укоренившиеся в нашем сознании факты. Получилось, к сожалению, так, что уже более столетия никто не знает правды о самой знаменитой картине. Критические работы об этом портрете, полагает исследовательница, стали очень редкими. Даже в небольшом кругу специалистов по искусству бессмысленно повторяют старые басни, а не занимаются по-настоящему изучением портрета из Лувра. Некоторые искусствоведы пытаются возражать на том основании, что их предшественники не могли так грубо ошибаться. Проповедуя застой в науке, они пытаются оспорить результаты, полученные госпожой Фогт-Люерссен.

Начиная с XIX века и на протяжении всего XX столетия, подход к интерпретации произведений прошлого стал строиться на критике источников, на конкретном анализе, на неуклонном прогрессе научного знания. Именно такой подход и свойственен автору. Предлагаем выдержки из её книги, размещенные на сайте исследовательницы, которая четко отделяет факты, явную ложь и спекуляции при отсутствии верных источников.

Миф 1: Портрет дамы на картине Леонардо да Винчи, которую называют Мона Лиза, принадлежит супруге флорентийского торговца шелком Франческо ди Бартоломео ди Цаноби дель Джокондо.

Это утверждение искусствоведов Лувра является чистым предположением, не основанным ни на одном историческом свидетельстве. Тем не менее, эта гипотеза выдается очень многими искусствоведами за исторический факт. Как и большинство картин и рисунков (свыше 95%), которые относятся к эпохе Возрождения, данный шедевр также не подписан и не датируем. Тем не менее, мы можем с уверенностью утверждать, что это работа кисти гениального флорентийского художника Леонардо да Винчи (1452-1519). Однако нам не известна ни дата, когда она была нарисована, ни личность изображенной на полотне женщины. В многочисленных записных книжках художника находятся сотни математических формул и расчетов, эскизов технических новинок, рисунки голов, отдельных членов тела, животных и растений, порой записи о финансовых издержках и совершенно незначительное количество личных записей.

Исторический факт 1: Женщина по имени Мона Лиза в действительности существовала.

Профессиональные историки и дилетанты в архивах города Флоренции могут легко обнаружить документы, в которых эта женщина упоминается. Господин Палланти не был первым и не будет последним, кому попалась на глаза имя Моны Лизы. Полностью её имя звучит Лиза Герардини. Дочь неаполитанского негоцианта Антонио Марии ди Нольдо Герардини появилась на свет в 1479 году на улице Виа Маджо во Флоренции. 5 марта 1495 г. она сочеталась браком с торговцем шелками Франческо, который был на 14 или 19 лет старше её отца (1460/65-1528/39). В 1510 году ему удалось сделать во Флоренции выдающуюся политическую карьеру. В течение последующих семи лет он определял судьбы своего родного города. Мона Лиза была его второй или третьей супругой. 23 мая 1496 г. она родила сына Пьеро Франческо, в 1498 г. - дочь, которая умерла 6 июня 1499, а 12 декабря 1502 г. появился еще один сын Андреа. До своей смерти, случившейся в 1551 г., Мона Лиза жила во Флоренции в доме, который находился в приходе церкви Санта-Мария Новелла.

Исторический факт 2: Портрет Моны Лизы написан в 1503 году Леонардо да Винчи, которого его современники, как выразился Макиавелли, считали лучшим итальянским художником.

Об этом известно из труда итальянского художника и биографа Джорджо Вазари (1511-1574) «Жизнеописание самых известных художников, скульпторов и архитекторов эпохи Возрождения», впервые изданного в 1550 году во Флоренции. Если сравнить сказанное Вазари о лице Моны Лизы с луврским портретом, ничего кроме прелестной улыбки, которая является украшением многих женских головок, нарисованных Леонардо, то окажется, что ничего общего у них нет. На портрете отсутствуют брови, ресницы и розоватые ноздри, упомянутые в трактате. Интересующиеся этим вопросом могут самостоятельно найти соответствующие

На кайме выреза платья виден орнамент, составленный из эмблемы
На кайме выреза платья виден орнамент, составленный из эмблемы
описания в работе Вазари, которая у нас неоднократно издавалась.

Несомненно портретное сходство описанной Вазари Моны Лизы с рисунком Лукреции Борджа, выполненным Леонардо в 1502 году. Поводом, чтобы заказать портрет жены у маститого художника для Франческо дель Джокондо, вероятно, была его двойная радость. Во-первых, после осложнений, связанных с родами, у него родился третий ребенок, сын Андреа. Во-вторых, он приобрел новый дом. Можно было бы ожидать, что писать портрет жены удачливого коммерсанта и новоявленного отца семейства стоило в самых роскошных нарядах. Напротив, дама, известная нам как Мона Лиза, пребывает в печали. На ней черные траурные одежды, которые тогда предписывалось носить в течении полугода после смерти близкого родственника. На лице незнакомки нет и тени косметики, вечной спутницы слабого пола.

Исторический факт 3: Портрет Моны Лизы в период с 1524 до 1550 гг. или 1568 г. находился во владении французских королей.

Портрет Моны Лизы был выставлен в 1503 году, потом источники молчат о его местопребывании долгих 20 лет. В дневнике Антонио де Битиса, секретаря кардинала Людовика Арагонского, упоминается, что 10 октября 1517 года Леонардо навестил их в Клу. Сохранилась запись лишь о трех картинах мастера: «одна из них некой флорентийской дамы, нарисованной после её жизни, которая исполнена по распоряжению Его Светлости покойного Джулиано Медичи, другая - юного Иоанна Крестителя; третья -Мадонны с ребенком, пребывающей на коленях у Святой Анны - последняя самая совершенная из всех».

Последние две картины легко идентифицировать. На сайте исследовательницы имеются гиперссылки на соответствующие изображения.

Портрет жительницы Флоренции, который художник рисовал по повелению Джулиано Медичи атрибутировать гораздо сложнее. Это могли быть либо Пацифиция Брандано, от которой Джулиано имел сына Ипполито, либо некая Изабелла Гуаланда.

Исторический факт 7: У «Моны Лизы» из Лувра на верхнем вырезе платья заметна эмблема миланского дома Висконти-Сфорца.

Леонардо да Винчи дает нам указание, кто изображен на портрете. На кайме зеленого платья из сатина представлены эмблемы известной династии из Милана. Этими знаками Леонардо украсил также потолок миланского замка семейства Сфорца - Castello Sforzesco.

Известны имена 13 женщин, принадлежащих к миланской династии Висконти-Сфорца, которых с 1483 до 1499 гг. теоретически мог нарисовать Леонардо. Прежде всего это Бона Савойская и ее обе дочери Бьянка-Мария и Анна-Мария, Анжела Сфорца и ее сестра Ипполита, Катерина Сфорца и ее сестра Кьяра, Маддалена Сфорца, Бианка Сфорца, Камилла Сфорца, Бона Сфорца, Изабелла Арагонская и Беатриче д’Эсте.

Исторический факт 8: Только миланские принцессы 14 - 16 веков, занимающие высшие ступени иерархии своего рода, могли себе позволить изображать их в образе Святой Марии или в виде патронессы их герцогства Святой Екатерины Александрийской.

Лица могущественных властителей Милана из кланов Висконти и Сфорца, а также члены их семей, со второй половины 14 столетия (по достоверным источникам) изображаются в облике святых в церквях и монастырях. Причем по всей стране, а не только в местах относящихся к их сфере влияния. Строгая иерархия определяла, как и какой святой или святая должны быть изображены.

Недавно СМИ сообщали, что найдена могила Моны Лизы. «Не забывайте при этом, что синьор Паллантини ищет женщину по имени Лиза Герардини!» - предупреждает немецкая исследовательница. Оказывается, порой недобросовестные искусствоведы через доверчивых журналистов распространяют полную чепуху. Так недавно один директор французских музеев утверждал, что покрывало которое носит «Мона Лиза» в ее время носили беременные женщины или молодые матери. Ни в одном историческом источнике или на какой-либо картине, пишет в заключении Фогт-Люерссен, она не смогла найти подобное головное украшение, якобы типичное для беременных или молодых матерей.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить