Российская нефть пойдет в обход Прибалтики

Россия будет вывозить нефтепродукты на экспорт только через свои порты – транспортировка через Прибалтику и Польшу экономически невыгодна российскому бизнесу. А предоставлять новичкам ЕС какие-то особые льготы в обход законов рынка было бы просто странно, учитывая явно недружественную позицию этих государств по отношению к Москве.  

Некоторые из стран Восточной Европы, состоявшие прежде в Организации Варшавского Договора, СЭВ и других просоветских союзах, после распада СССР отказавшись считать Россию не только стержневым государством центральной Евразии, но и попросту выгодным и надежным партнером. Они стали строить планы на будущее в расчете на принцип «заграница нам поможет», в результате оказавшись вассалами Запада.

Для многих из них такой выбор оказался неэффективным с экономической точки зрения – потеряв их в качестве союзников, Россия утратила к ним доверие и интерес. Естественным путем исчезло желание предоставлять режим наибольшего благоприятствования слабым национальным экономикам этих стран. Сегодня страны Балтии, Польша и, в определенной степени, Украина все отчетливее ощущают издержки своего неправильного выбора.

Очередное подтверждение этой ситуации прозвучало из уст министра транспорта России Игоря Левитина на заседании латвийско-российской межправительственной комиссии в Риге. Во вторник министр сообщил, что отныне Россия планирует осуществлять транзит всех нефтепродуктов и других энергоносителей только через свои порты.

«Мы не ставим задачи переваливать все идущие в Россию и из России грузы через свои порты. Процентов тридцать – а это 200-250 млн. тонн – придется на порты Украины, стран Балтии. Но стратегические грузы, в частности энергоносители, будем перекачивать через свои терминалы», - сказал министр в интервью латвийской газете «Час».

На прошлой неделе пресс-служба МИД Литвы также сообщила, что «не получила ответа на письмо литовского премьера Гедиминаса Киркиласа с запросом о сроках восстановления поставок» нефти на крупное литовское предприятие Mazeikiu nafta через ремонтируемый российский нефтепровод «Дружба». И попытка прояснить ситуацию по дипломатическим каналам подтверждающей информации не принесла.

Между тем, заинтересованность властей Литвы в возобновлении работы «Дружбы» велика – представитель министерства Ричардас Слапшис связался с представителем российской «Транснефти», который подтвердил что нефтепровод «Дружба» по-прежнему не работает.

Нетрудно понять, что литовские чиновники активизировались под влиянием Mazeikiu nafta, пресс-секретарь которой, Росвальдас Горбачевас, традиционно обозвав простой трубопровода «политическим вопросом» и «экономической блокадой», сказал, что «если экономическая блокада прекращена, то мы готовы принять нефть...»

По информации литовских СМИ, в пуске «Дружбы» заинтересован и польский концерн PKN Orlen (контролирующий Mazeikiu nafta), подписавший в прошлую пятницу долгосрочный договор с международной компанией KD Petrotrade FZE, которая обязалась поставить ему за год 2,4 млн. тонн российской нефти марки REBCO на сумму $3,9 млрд. (порядка 20% необходимой полякам нефти) именно по нефтепроводу «Дружба».

Но вся эта суета может оказаться напрасной – нефтепровод «Дружба», закрытый на ремонт после аварии на одном из его участков в июле прошлого года, может так и остаться законсервированным. В частности,  в конце мая  глава Минпромэнерго России Виктор Христенко назвал восстановление «Дружбы», по которой ранее нефть поставлялась на крупнейший в странах Балтии литовский нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu Nafta, просто нецелесообразным. А Литва, по словам министра, вполне может продолжать получать нефть морским путем, который стал использоваться после введения Ростехнадзором запрета на рабочее давление в нефтепроводе.

Примечательно, что в этой позиции России нельзя усмотреть какой-то «злой воли», как любят делать это либералы на Западе. Напротив, хорошо усвоив преподанные ей уроки демократии, и не ощущая особого желания к сотрудничеству со стороны Балтии и Польшей, власти России теперь просто не видят повода вмешиваться в ситуацию с «Дружбой» или нефтегазовыми портами, предоставив решать подобные вопросы силам самого национального «свободного рынка» – российскому бизнесу. И тот решает по-своему, исходя не из приоритетов международного сотрудничества, а из законов рынка.

Так, в июне текущего года президент «Транснефти» Семен Вайншток сообщил, что судьба «Дружбы» прояснится после завершения экономической оценки его потенциального ремонта, не исключив при этом, что по результатам анализа средства, необходимые на ремонт «Дружбы», могут быть направлены вообще на другие проекты компании. Возможно, позиция «Транснефти» обусловлена тем, что в мае текущего года премьер РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение о строительстве второй очереди Балтийской трубопроводной системы, которая позволит полностью отказаться от транзита нефти через Белоруссию и Польшу в ЕС по нефтепроводу «Дружба». Строится нефтепровод Бургас-Александруполис, БТС, БТС-2, газопроводы СЕГ (прямо в Германию и в ЕС) и «Южный поток» (прямо в Болгарию и в ЕС) – в обход ненадежных партнеров. Но ведь это соображения «свободного рынка», который так любят в ЕС и США, «ничего личного».

Понятна и позиция властей РФ, желающих гарантировать свои обязательства по поставкам нефти и газа в ЕС от влияния недобросовестного влияния таких транзитеров и заинтересованных сторон, которые, например, позволяют выступать с антироссийскими позициями Дику Чейни (вильнюсский саммит в мае 2006 года, где тот обвинил Россию в преследовании демократии и подрыве территориальной целостности соседей), Ричарду Лугару (выступление в Латвии, в котором тот призвал блок НАТО ответить на «нападение и шантаж с использованием энергетики в качестве оружия» со стороны России).

Оздоровлению сотрудничества не способствуют и критика всеми странами Прибалтики многих аспектов российско-германского проекта газопровода СЕГ, и пресловутый «шпротный» вопрос (когда прибалты приструнили свои фирмы, Brivas vilnis и Gamma A, которые гнали в РФ брак, только после ограничения ввоза шпрот в Россию), и, наконец, демонстративный скандальный перенос Бронзового солдата и эксгумация останков советских воинов, похороненных на Тынисмяги в Эстонии – а также многочисленные попытки Польши вмешаться в строительство СЕГ, инициативы польского руководства по размещению третьей очереди американской ПРО (кстати, в обход мнения собственного народа), рождение в Польше идеи «энергетического НАТО», украинское газовое воровство, заигрывания Ющенко с США и НАТО, попытки сыграть на транзитных нефтяных тарифах, демонстративное ущемление на Украине русского языка.

Так зачем, спрашивается, России нужно оказывать протекцию таким партнерам? Рынок есть рынок, а нам нужно выполнять обязательства перед ЕС по поставкам углеводородов. И не потому, что кто-то боится угроз Лугара, а потому, что Россия ни разу не нарушила своих обязательств и собирается и дальше быть надежным партнером. «Случайные сотрудники» с антироссийской идеологией здесь явно не нужны.

Что касается перемещения стратегических энергетических грузопотоков в российские порты, Игорь Левитин заявил, что именно за бизнесменами остается право выбора, где и с кем работать, но они и они сами реагируют и на новую конъюнктуру, и на осложнения межгосударственных отношений. По его словам, намерение концерна «Северстальтранс» продать свой нефтяной терминал E.O.S. в эстонском порту Мууга объясняется просто: «С увеличением оборотов в новых портах под Петербургом перекачка мазута через таллиннский порт становится невыгодной, вот компания и сворачивается».

«Но, конечно, бизнес будет развиваться там, где ему удобно, выгодно и где моральный, политический климат благоприятный. Это очень важно для участников транзита – мост строится с двух сторон», - также отметил министр.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Обсудить