Услышь голос своего безумия

Картина произвела фурор на Берлинском кинофестивале, где была удостоена премии международной критики ФИПРЕССИ. Там же «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль получила молодая актриса Сандра Хюллер, для которой «Реквием» стал фактически дебютом на большом экране. Не только немецкая, но и европейская критика практически единодушно сочли Сандру восходящей мегазвездой нового поколения немецкого кино, сравнив ее игру по глубине и эмоциональной насыщенности с дебютными ролями великой Ханны Шигулы.

К сожалению, наши прокатчики из «Кино без границ» представляют «Реквием» как очередную интерпретацию темы экзорцизма, то есть одержимости дьяволом, развивающую на новом этапе линию, начатую в 1973 году в классическом фильме Уильяма Фридкина. Большинство критиков разделяет эту точку зрения, обращая внимание, что создатели «Реквиема» умышленно поместили действие ленты об одержимой голосами и галлюцинациями девушке в т.н. «свинцовые годы», коими в Германии считают семидесятые.

«Реквием» - это слепок состояния умов в Германии «свинцовых», как их называют, 70-х», - пишет Михаил Трофименков в «Коммерсанте». Тем самым, фильм Ханса-Кристиана Шмида низводится до банальности. Атмосфера страха и всевластия спецслужб, которые в те годы следили за радикалами и коммунистами, порождает психозы, усугубляемые «мракобесием» традиционных конфессий.

На наш взгляд, подобный взгляд в корне неверен. «Реквием» подымает гораздо более серьезные, по настоящему метафизические проблемы человеческой экзистенции, которые кинематографу интерпретировать на должном уровне пока не удавалось. И, прежде всего это самый главный, согласно Карлу Густаву Юнгу, вопрос – насколько человеческое бессознательное управляет как поведением отдельного индивидуума, так и социальных групп. И как человек может выстоять перед натиском неожиданной агрессии бессознательного.

Героиня «Реквиема» оказывается совершенно беспомощной перед этим натиском, что подтверждает известный тезис Юнга о том, что погружение в глубины бессознательного зачастую бывает предельно неожиданным и человек не в состоянии справиться с кризисом самостоятельно. Кто может помочь ему в такой ситуации? По мнению Ханса-Кристиана Шмида, традиционные способы полностью обанкротились.

Героине пытаются «помочь» с разных сторон. Традиционная церковь видит в проявлениях экзорцизма влияние сатанинских сил, от которого можно избавиться путем вербального и невербального ритуала. Базирующаяся на материализме современная психиатрия рассматривает душевное состояние Михаэлы как патологию, требующую медикаментозного вмешательства. Создатели «Реквиема» убеждены, что оба пути – тупиковые и к духовному возрождению героини они привести не могут.

Многие критики полагают, что Ханс-Кристиан Шмид сосредоточился на критике религии, предлагающей ложные ответы на психологические кризисы современных людей. И оставляет открытым вопрос – может ли этим людям помочь психиатрия. На наш взгляд, фильм совершенно о другом. Именно психиатрию с её «точными диагнозами» и «чудо-таблетками» режиссёр подвергает тотальной критике.

С точки зрения официальной психиатрии голоса, которые терзают героиню, и галлюцинации являются несомненным признаком шизофрении, считающейся неизлечимой. Однако, ещё в 60-е годы прошлого века выдающийся американский психолог и психиатр Роберт Лэнг поставил под сомнение «шизофренические» диагнозы, заявив о бесконечном многообразии форм психического поведения. Чуть позже классики трансперсональной психологии (Станислав Гроф, Арнольд Минделл, Кен Уилбер) стали отрицать наличие патологии в психике нестандартно ведущих себя людей, введя понятие «изменённое состояние сознания».

Если интерпретировать «Реквием» в духе картографии человеческого бессознательного, предложенной Станиславом Грофом, то легко заметить, что героиня фильма переживает «спонтанный психодуховный кризис», связанный с атаками бессознательного.

Просто поразительно, как поведение Михаэлы определяется воздействием негативных сторон второй и третьей базовых перинатальных матриц – они, по Грофу, соответствуют воспоминаниям о самых драматических стадиях родов, связанных со смертельной опасностью прохождения через родовой канал.

Ханс-Кристиан Шмид, как известно, внимательно изучал все революционные концепции психологии ХХ века и разделяет идеи книги Отто Ранка «Травма рождения». Отсюда понятно, почему действие «Реквиема» происходит в 70-е годы. Именно тогда заявляет о себе трансперсональный проект в психологии как вызов общепринятым материалистическим течениям и кризису психиатрии в целом.

Трансперсональная психология возникла не на пустом месте, а на основе идей Юнга об определяющей роли коллективного бессознательного в мировой истории и выводов Абрахама Мэслоу о целительной силе «пиковых переживаний». Но именно в середине 70-х годов официально издаются первые концептуальные работы Станислава Грофа , оказавшие колоссальное влияние на мировую культуру, – «Области человеческого бессознательного. Данные исследований ЛСД» и «Человек перед лицом смерти».

Совершенно очевидно, что создатели «Реквиема» являются приверженцами идей Станислава Грофа и выражают их на экране столь же оригинально, как до этого делали братья Вачовски в легендарной «Матрице». Но если Вачовски интерпретировали грофовскую концепцию в мифологическом ключе, то Шмид задаётся вопросом прикладного значения транперсональной психологии, видя в ней реальную возможность помочь таким людям как Михаэла.

Для знатоков дела понятно, что Михаэла может сама преодолеть свою духовную катастрофу и обновиться через переживание процесса смерти-возрождения, соответствующего последней стадии родов и заключительной, четвёртой базовой перинатальной матрице. Это же подспудно призывают сделать создатели «Реквиема» и зрителей.

Таким образом, фильм преодолевает рамки обычного кинособытия и становится манифестом психологического обновления личности через смелый и откровенный диалог с собственным бессознательным, которое обыденному разуму кажется чем-то безумным. 

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить