Трехпроцентный кредит оппозиции

Половина россиян не знает, кто такие « несогласные », не говоря уже  о том,  чтобы посещать их «марши» или забавы воскресной ради почитывать их лозунги. Оно и понятно, если в иных городах «маршистов» можно буквально перечесть по пальцам. Но это суждение нестрогое, очевидное специалистам-политологам, но уязвимое для критики – умствуете, дескать, а жизни видеть не хотите!  Другое дело – ВЦИОМ, авторитетная социологическая служба, выкладок которой не слышно, чтобы оспаривали. Так вот, по последнему поллу, 51 процент респондентов, опрошенных ВЦИОМ по поводу отношения к «маршам несогласных», вообще ничего знает об уличных  акциях внесистемной оппозиции. И лишь 4 процента проявили к ним повышенное внимание.

Согласно выводам социологов, весьма существенной причиной  прохладного отношения россиян к « маршам несогласных » — их неверие в честность и законность действий политической оппозиции. 43% опрошенных полагают, что в работе оппозиционных партий и движений широко распространены коррупция и другие нарушения закона. Еще 22% усматривают такие нарушения хотя бы иногда и только 3% россиян считают, что оппозиция в нашей стране действует вполне честно и законно.

Три процента верит в политическую честность. Такой, значит, кредит доверия. Негусто. Это даже несколько ниже (см. выше!), чем число поклонников « Другой России ». Наверняка в эту категорию опрошенных  где-то просочились «нацболы» либо им сочувствующие. Тогда получается, что  даже они не до конца верят в кристальную чистоту помыслов Гарри Каспарова с Эдуардом Лимоновым – других-то «другороссов» уже и не осталось. Да уже и старина Эдичка колеблется. Возле Михал Михалыча «Два процента» как-то оно надежнее, респектабельнее.  Экс-премьер поставил мат экс-чемпиону, громогласно похоронив «Другую Россию», и это, как ни крути, самое реалистичное заявление Михаила Касьянова за всю его предизбирательную кампанию.

Денежные отношения внутри «внесистемщиков» и вовсе  никто не осмелится назвать прозрачными. Особенно на фоне лондонских откровений Бориса Березовского о финансировании «несогласных» и категорического несогласия с оным   Каспарова. Западным же грантодателям впору предъявить Гарри Кимовичу материальные иски. За целый год не сделано ничего – абсолютный ноль. «Другороссы» так и не сумели побороть собственную креативную немощь, сгенерировав  убогие и бесчеловечные тезисы по поводу люстрации «замаранных» членством в «Единой России» и запрета на профессию людям старше 45 лет.

Это что касается внесистемной оппозиции, но обратите внимание: 43% респондентов ВЦИОМа говорят,  в том числе,  о неправедных методах оппозиционных партий и движений. А это уже легальный сектор, поскольку у маргиналов нет зарегистрированных объединений.  Полнарода не верит оппозиции – и с этим идти по осени на  выборы? Дело, по большому счету, даже и не в коррумпированности соискателей народного доверия, она уже как данность. Народу не нравится, когда его держат за дурака. Когда федеральные тузы возглавляют партийные списки, а затем на их месте объявляется местная крутизна – вот тебе бабушка, и выборы! «Паровоз» давно укатил в Москву. И этой «паровозной» практикой объегоривания последних доверчивых провинциалов грешат практически все оппозиционные партии. 

Видимо, нашему политизированному народу все же запало в душу «Штормовое предупреждение», каковым докладом немало шуму наделал весной прошлого года  директор Института проблем глобализации   Борис Кагарлицкий. Подзаголовок его доклада так и резал правду-матку: «Коррупция в политических партиях». Впервые для околовластного бомонда   автор  вывел «рейтинг продажности».  Российские  партии-долгожительницы ранжированы политологом  по десятибалльной шкале. Места в рейтинге распределились следующим образом - КПРФ , « Яблоко », СПС , « Родина ». Там   было собрано все: сомнительные расходы избирательных бюджетов, партийная коммерция,  проплаченный лоббизм, торговля депутатскими мандатами…

Взрыв возмущения коммунистов был, как все хорошо помнят, велик.  Во всех мыслимых и немыслимых грехах  обвинили партию « Единая Россия », дело кончилось громким судебным разбирательством в саратовском суде и впечатляющим штрафом  коммунисту Рашкину -  за подрыв деловой репутации вице-спикера Государственной думы от «Единой России» Вячеслава Володина. Геннадий Зюганов назвал коррупцию всепроникающей. Лидеру коммунистов редко удавались столь точные определения!

«Надежды общества на честную и ответственную власть, на законодательство, соответствующее чаяниям граждан, терпят крах, и одной из главных причин этого является всепроникающая коррупция, которая, как раковая опухоль, захватила практически все этажи государственной власти, включая правоохранительные органы, заразила экономику и политику».

Откуда  строки такие чеканные, не припомните?  Из Антикоррупционного акта, спешно сочиненного левыми. Тогда как же в этой связи не напомнить о громкой конфузии, когда в числе подписантов оказались, по сути, все те, кого Кагарлицкий и причислил к коррупционерам. За исключением разве что «родинцев» - но их партия к тому моменту уже на ладан дышала.

Полезно напомнить - за исключением коммунистов, ни одна из обвиненных в коррупции политических  партий никак  не отреагировала на  изложенные в докладе Бориса Кагарлицкого факты.  Что было справедливо расценено в обществе как молчаливое согласие с обвинениями в политической и финансовой нечистоплотности. Избиратель этого не забыл. Он вообще норовистый тип. Электорат в самый неподходящий момент может вдруг оказаться народом.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить