Жертвы экрана: «Телепузики» сражаются с детьми

Телевидение играет огромную роль в нашей семье, общественной жизни и досуге. Оно оказывает влияние на развитие детей: на поведение, социальное конструирование реальности и обучение. Почему проблема взаимодействия детей и телевидения является глобальной по масштабу, учитывая, что имеются другие источники информации, например, интернет?

В сегодняшнем мире найдется не так много вещей, общих для большинства детей. Очень разнообразны социальные условия: полные неполные семьи, семьи с разведенными родителями или вообще без них. Не все обучены грамоте, играют в разные игры и едят разную пищу. У всех детей разные мечты и стремления, но почти все они смотрят телевизор.

Лишь небольшая часть культуры проникает в детские души и только телевизор есть почти в каждой семье. С одной стороны, было множество ожиданий, что телевидение обогатит их жизнь, будет способствовать развитию воображения, расширит кругозор и эрудицию, приведет к межкультурной терпимости. С другой стороны, исследователи обеспокоены тем, что телевидение притупляет чувства, вызывает равнодушие к боли ближнего, провоцирует деструктивное поведение, приводит к понижению моральных ценностей, подавляет местные культуры и способствует социальному отчуждению.

Наибольшую обеспокоенность вызывает влияние сцен насилия на детей, искажение сексуальных представлений ребенка и воздействие рекламы на культуру потребления. Что же делает телевидение с нашими детьми в действительности? Как только начала накапливаться теоретическая база, стало ясно, что вывод о «сильном влиянии», которое предполагает однонаправленное воздействие телевидения на детей, чересчур упрощает ситуацию.

Исследования показывают, что дети не пассивно смотрят «ящик». Их души не tabula rasa , «чистые доски», на которой телевидение оставляет свои метки. Дети – активные потребители телевизионного контента. Поэтому правомерен не только вопрос «как телевидение воздействует на детей?», но и «что дети делают с телевидением?»

Во всем мире дети смотрят американские мультфильмы, комедии, мыльные оперы, голливудские сериалы, но при этом они еще смотрят латиноамериканскую продукцию, японских «Покемонов», английских «Телепузиков» и т.д. Для гигантов индустрии развлечений – это всемирный бизнес, приносящий колоссальную прибыль. Для них детство – это не особый период жизни, требующий максимум участия и ответственности, а новые возможности для развития рынка.

Профессор кафедры коммуникации в университете Тель-Авива, редактор журнала Journal of Children & Media Дафна Лемиш, которая 25 лет в США, Европе и Израиле изучала детей и телевидение, вывела 5 основных принципов:

Принцип 1. Возраст. Важный показатель связи ребенка с телевидением, поскольку указывает на многие изменения, происходящие по мере взросления детей. С возрастом осуществляется развитие когнитивных, эмоциональных и поведенческих навыков, а также накопление опыта непосредственного и опосредованного взаимодействия с окружающей действительностью.

Принцип 2. Пол. Социально сконцентрированный набор идентичностей и ожиданий. Он является основным показателем природы взаимодействия детей и телевидения.

Принцип 3. Контекст. Решающим для понимания сложной роли телевидения в жизни детей является социальный и культурный контекст, в котором происходит формирование личности отдельного ребенка и в котором происходит его детство.

Принцип 4. Контент. При оценке роли телевидения в жизни детей должен учитываться не только объем телевизионного просмотра, но и различные виды телепрограмм во всем мире и их контент.

Принцип 5. Потенциал. Телевидение – это не «мессия» и не дьявол в жизни детей. Это просто важный источник информации для многих людей, который обладает широкими возможностями и может транслировать целый спектр ценностей, как хороших, так и плохих.

Существует три модели возможного родительского вмешательства: осведомленность, контроль и поясняющее посредничество. Некоторые родители ограждают своих чад от телевидения, по их мнению, оно действует разрушительно на их психику. Другие видят в нем возможность для отдыха и получения информации. Третьи считают, что телевидение помогает растить детей. Есть еще так называемая либеральная позиция, когда детям дозволяется самим делать выбор.

Например, Дафна Лемиш пишет, что фраза «давайте поговорим о гомосексуализме», произнесенная за обеденным столом, – не очень удачна для начала серьезного разговора. «Но та же фраза выглядит вполне естественно в ситуации просмотра пародийного выступления или новостей о

Жертвы экрана: «Телепузики» сражаются с детьми
Жертвы экрана: «Телепузики» сражаются с детьми
дискуссиях вокруг разрешения однополых браков». Таким образом происходит обучение ребенка. Телевизор выполняет здесь роль «говорящей книжки». Родители могут объяснить своему отпрыску, что такое хорошо или плохо, почему это может быть в жизни, а вот это, мол, фантастика.

Родители в состоянии смягчать пугающие телевизионные образы, связанные с негативными сторонами человеческого существования – войнами, катастрофами, бедностью, террористическими актами и голодом. Нужно лишь уметь отделять правду от вымысла. Да и дети по-разному реагируют на «страшилки» в зависимости от возраста, опыта, условий просмотра, близости угрозы их безопасности в настоящей жизни и т.д. Проведенные исследования свидетельствуют, что «страусиная» политика во многом несостоятельна. Детям необходимо помочь справиться с телевизионными страхами.

Мало внимания взрослые уделяют роли этих «страшилок» в формировании у детей чувства социальной ответственности, гражданственности, сострадания и других этических ценностей, связанных с сопереживанием боли и страдания других. Это что касается семейного просмотра. Некоторые критики рассматривают просмотр телевизора абсолютно бессмысленным и глупым занятием. Дети, по их мнению, тупо развлекаются.

Телевизор – это «жвачка для глаз», психологический наркотик. Поскольку эмпирических доказательств точки зрения того, что дети смотрят телевизор пассивно, не существует, этим активно пользуются недобросовестные противники телевидения. На страницах таблоидов и других популярных изданий публикуются шокирующие заголовки.

Противоположная точка зрения базируется на концепции активного внимания. Она в свою очередь основана на четырех постулатах. Альтернативные занятия, когда в процессе просмотра ребенок занимается еще чем-то. Поддержание визуального внимания, когда внимание ребенка сосредоточено на его способности реагировать на происходящее на экране.

Привлечение визуального внимания – ребенок занят альтернативными действиями, но может постоянно и бессознательно сканировать звуковой ряд работающего телевизора, выявляя звуки, означающие изменение контента. Наконец, инерционное внимание. Установлено, что чем дольше зритель смотрит телевизор, тем больше вероятность того, что он будет смотреть его и дальше, невзирая на трудности, связанные с просмотром. Последнее происходит вне зависимости от содержания телепрограмм и возраста.

Просмотр телевизора – это сложная и требующая большого напряжения форма переработки информации, основанная на восприятии разнообразного содержания, имеющего много уровней интерпретации. Нужно учитывать, что дети дошкольного возраста понимают содержание телепрограмм совсем не так, как взрослые. Они способны реконструировать отдельные эпизоды и сцены, но им трудно связать их в логическую последовательность.

Детское мышление сосредоточено в основном на настоящем, поэтому у них проблемы с хронологией. Так в анекдоте. Маленькая девочка прибегает к папе и пытается пересказать ему содержание фильма. Там этот сделал так, а потом другой вот так! «Стоп! - говорит отец, - я ничего не понял. Начни, пожалуйста, с самого начала!» «Хорошо, - соглашается дочурка, - кинокомпания «Коламбия Пикчерс» представляет…»

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить