Ищите женщину в Сети!

В рамках внеконкурсной программы ММКФ (Московского международного кинофестиваля) показали кинофильм «Одиночество в сети» - режиссерский дебют Витольда Адамека. Один из самых известных европейских операторов, он дважды был удостоен на родине ежегодной премии киносиндиката – за работы в «Yestarday» Пивоварского и «Коротком фильме о любви» Кесьлевского.

Адамек обещал приехать в Москву, но возникли неожиданные препятствия с визой. С осени прошлого года, когда в Польше состоялась премьера, картина поставила немыслимый рекорд кассовых сборов, обогнав все голливудские новинки. Лента снята по мотивам романа польского писателя Януша Леона Вишневского «Одиночество в сети», который три года не выходил из списков европейских бестселлеров, а по итогам дискуссии с читателями на интернет-форумах оказалась самой востребованной книгой начала нового столетия.

«Из всего, что вечно, самый краткий срок у любви» - в этих словах Вишневского суть его романа. «Каждая страница «Одиночества в сети» доказывает, что Вишневскому удалось постичь непостижимое: он понял женщину», - восторгаются польские критики. История любви Эвы и Якуба зарождается в чатах. Они обменивались эротическими фантазиями и рассказывали истории из своей жизни. Оба мучаются от одиночества: Эве тягостен ее брак, невеста Якуба трагически погибла. Окружающую действительность они не воспринимают, потому что погружены в виртуальное пространство. Он занят молекулярной биологией, она чаще отвлекается от своей работы, «за которую ей неплохо платят». Встречаются два одиночества в сети.

В главных ролях снялись звезды польского кинематографа Магда Целецкая и Анджей Хыра. В финале картины в небольшом эпизоде появляется автор романа Януш Леон Вишневский. В небольшом эпизоде в финале картины он сыграл пьяного немецкого бомжа. В романе эта сцена буквально на первой странице. «Послушай, приятель, я не хотел тебе мешать. Я тоже не люблю, когда кто-нибудь лезет ко мне, когда я плАчу. Плакать надо, когда никто не мешает. Только тогда от этого получаешь радость», - произносит алкоголик, присаживаясь на вокзальную скамейку рядом с героем. Вишневский говорит на хорошем немецком – польский писатель давно переселился в Германию.

Итак, перед нами сразу три дебюта: писательский, актерский и режиссерский. 124 минуты показывать двоих, пусть и обаятельных людей обоего пола, или экран дисплея - это скука смертная. И Адамек решает ее просто. Он берет в руки кинокамеру, а оператор он, как вы помните, отменный. Общение в сети демонстрируется чередованием кадров с пишущимся в режиме on-line текстом на мониторе, креслом перед компьютером, его дисплеем, ноутбуком и изображениями переплетенных нитей ДНК. У книги здесь неоспоримое преимущество, потому что там есть текст. Кино воздействует сменой картинок, а тут абсолютно нет действия: герои целыми днями торчат в чатах.

Режиссер-оператор показывает зрителю виды Парижа, где герои встречаются уже на просторах всемирной паутины, и где сливаются в экстазе: Эйфелева башня в разное время суток, Триумфальная арка и т.д. Улицы Нью-Йорка, заброшенный квартал там же, салон самолета, кабриолет с опущенной крышей, офисные помещения. Часть зрителей, которым удалось посмотреть фильм, осталась недовольна, что не все, прописанное в романе, удалось перенести на экран. Их не убедило даже присутствие в картине самого Вишневского: и как автора сценария, а как актера. Конечно, мнения разнятся, но большинство сошлось на том, что сначала лучше посмотреть фильм, а уж потом брать в руки книгу, а не наоборот. Этих счастливчиков ждет настоящее удовольствие, которое сродни тому, что, в конце концов, обретают герои «Одиночества».

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить