Как летчик фермером стал

Эта уникальная история может вызвать и удивление, и восхищение одновременно… Напротив конторы фермерского хозяйства “Таймыр” в поселке Талпаки Калининградской области в окружении заросших травой фундаментов стоит еще довольно прочное немецкое здание. Построено оно, как свидетельствует выложенная кирпичом надпись, в 1898 году.

- Сарай остался от прежнего колхоза, не успели его местные на кирпичи растащить, - опережает мой вопрос руководитель КФК Александр Попров, - мы планируем в нем придорожное кафе с гостиницей открыть, стоянку для автомобилей рядом обустроить. Выживать как-то ведь надо…

Не погрешу против истины, утверждая, что в судьбе фермера Попрова как в зеркале, отражаются история становления фермерских хозяйств нового типа на калининградской земле.

На стене кабинета руководителя “Таймыра” рядом со схемой агрохимических контуров КФК фотография трех летчиков и надпись “СП -29.”. На этой полярной станции была последняя зимовка летчика Попрова. Отпуск затем выдался долгий, и подались они с женой в “русскую Прибалтику”, которую так расхваливал бортмеханик таймырского авиаотряда. Накупавшись вдоволь в море, Александр брал такси и ездил по области. Понравилось ему здесь все: своеобразная природа, спокойная обстановка, немецкие здания.

Недолго думая, купили они у одной старушки заброшенный хутор в живописном месте близ реки Преголи. Приобрели жилище как место для проведения ежегодного отпуска. Не думал тогда Попров, что именно это приобретение круто изменит его жизнь. Отлетав на Таймыре десять лет командиром экипажа, Александр к 30 годам имел 6 тысяч “небесных” часов и 35 лет стажа. Перестройка больно ударила по полярной авиации. Тридцатилетний пенсионер с женой и тещей приехали на свой хутор в Калининградской области , начали его обустраивать. Денег на сберкнижке было достаточно ( как-никак в месяц командир полярного экипажа получал полторы тысячи рублей – деньги по тем временам огромные). Купили корову, несколько бычков. Но грянул дефолт, сбережения превратились в пыль.

Попров родился в Ульяновске, в семьи инструктора летной подготовки гражданской авиации. Представление о сельском хозяйстве у него было на уровне нечастых поездок в деревню к родственникам. А тут теще срочно понадобилось уехать на родину. Пришлось Александру самому и корову доить, самому на рынке молоком и мясом торговать.

“Первые два года было очень тяжело - вспоминает Александр Евгеньевич, - финансовое положение аховое, после привычной работы летчика адаптироваться к новым условиях трудно. Но деваться некуда…”

К тому времени с Таймыра перебрался друг Попрова Владимир Филимонов. Районный фонд перераспределения выделил им бесперспективную землю – с гравием, песком, небольшим плодородным слоем. Полярные летчики получили кредиты, купили два новых трактора, кое-какое оборудование. И посадили на казалось бы бесперспективных землях картофель.

Неискушенные в сельском хозяйстве, но приученные сложной летной работой к твердой дисциплине и порядку, они возделывали картофель строго по справочнику. Местный колхоз на хороших землях получал в среднем 110 центнеров с гектара, в “Таймыре” собрали по 300 - 350. Вырученных средств хватило, чтобы погасить кредиты. И зря. Через месяц банк лопнул, все кредиты списали, менее дисциплинированные фермеры оказались в выгоде. На следующий год в “Таймыре” решили посадить овощи. Но грянула засуха. Государство компенсировало лишь пятидесятую часть затрат.

И тут Попрову повезло, он познакомился с немцами - переселенцем Герхардом, и Альбертом Шульцем, который в сороковых годах ребенком жил в нескольких километрах от хутора полярного летчика. Немцы, глядя, как в непростых условиях пытается выжить и сохранить хозяйство фермер, помогли ему с посевочным материалом, отдали хоть и старенькую, но довольно эффективную технику.

С Германии через Польшу, в основном по ночам, Попров сам перегонял мощный “Кировец”. По его словам, он тогда лично понял, что сельскохозяйственная машина намного сложнее Ан-24. Немец же посоветовал Александру приобрести вместо легкового автомобиля микроавтобус, помог материально. Этот автобус выручил фермера после очередной засухи.

Всю зиму Попров возил для Гвардейского райпо овощи из Польши. Челночный бизнес помог закрыть долги, денег хватило и на то, чтобы построить коровник.

К 1997 местный колхоз имени Пушкина развалился: осталось 60 гектаров посевной пашни, один трактор, и огромные долги. Колхозники на общем собрании предложили место председателя руководителю интенсивно развивающегося “Таймыра”. “ Я сразу сказал, – вспоминает то время Александр Евгеньевич, - что в прежнем виде колхоз ни дня существовать не будет, все будет реорганизовано. Так что те, кто хочет самостоятельно работать, пусть берут свой пай и действуют. А кто хочет со мной в новом фермерском хозяйстве трудиться, пусть сдает свой пайв аренду и присоединяется ко мне. В результате 85 процентов колхоза попало ко мне в хозяйство. Оно к тому времени окрепло и финансово. И мы практически без посторонней помощи построили большие овощехранилища”.

Сегодня “Таймыр” - это крупное сельскохозяйственное объединение, имеющее в своем распоряжении свыше тысячи гектаров пашни и объединяющие четыре хозяйства Гвардейского района: колхозы имени Пушкина, имени Калинина, совхозы “Ольховский” и “Гвардейский”. При этом обьем производства бывшего одного хозяйства делают сегодня пять таймыровцев. Хозяйство в основном занимается зерновыми культурами (выращивает высший сорт пшеницы), средний урожай уже превышает сорок центнеров с гектара.

 В хозяйстве выращивают картофель, капусту. Хорошие урожаи дает рапс. Есть свинарник на тысячу голов. “Таймыр” одним из первых четыре года назад включился в федеральную программу технического перевооружения. По словам Попрова, современный уровень производства предполагает “революцию” в его техническом оснащении.

Правда, ныне эта программа признана правительством области неэффективной. Техника, за которую фермер свыше четырех лет исправно выплачивал деньги, надеясь выкупить ее по остаточной стоимости, выставлена на аукцион.

Специалисты “Таймыра” часто бывают в Швеции, Германии, Польше, знакомятся с опытом работы западных фермеров. “Всякий полет, - говорит Александр Попров, -начинается на земле”. И поясняет, что траектория движения хозяйства просчитывается от шага к шагу, так как ошибка в расчетах оборачивается убытками. Так, пришлось отказаться от идеи завоза голландских коров. Фермерскому хозяйству сложно ведь конкурировать с огромными комплексами, которые строятся в области. Да и монополист на рынке ОАО “Молоко” сегодня не стремится купить молоко у фермера. Ему выгоднее, оказывается, скупить все производство. И фермеры из-за своей раздробленности мало, что могут противостоять монополисту.

“Я как председатель областного союза фермеров, – с горечью говорит Александр Попров, – постоянно сталкиваюсь с нежеланием объединяться и создавать кооперацию. А без этого фермерство начинает угасать. В союзе фермеров у нас порядка 300 хозяйств, а крупных чуть больше десяти. У нас ведь и в союз фермеров идут, простите за сравнение, как в церковь, то есть когда им плохо и начались проблемы. Тогда – сделайте, помогите! Когда все хорошо, не нужен мне никто. Я сам. У меня свое дело. Я обычно советую тем, кто обращается за помощью или хочет начать свое дело, уяснить на всю жизнь два правила. Первое - никто никому ничего не должен. И второе – халява никогда не впрок. Всегда надо исходить из того, что все достается определенным трудом и с определенной целью, а оттого, что досталось легко и просто, пользы никогда не будет”.

Я не зря начал материал с рассказа о стремлении руководителя “Таймыра” сделать из немецкого сарая ресторан и гостиницу. Александр понимает, что, если не объединить фермерские хозяйства, то приход в область крупных инвесторов, постепенно вытеснит фермера с земли. Вот и ищет новые ниши для работы. В “Таймыре” создан транспортный цех и в перерывах между полевыми и уборочными работами автомобили по договору работают на песчаном карьере. “Таймыр” подписал с правительством области договор на 13.7 тысяч гектаров охотугодий, следит за ними. Рядом со своим хутором из большого сарая Попров выстроил охотничий домик, здесь проводятся семинары для охотников области. Были здесь и знаменитости из Москвы – Малинин, Сюткин, “Любэ”. В настоящее время Попров переоборудует свою усадьбу. Подросли взятые одиннадцать лет назад семьей фермера четверо детей из детдома. Но это тема отдельного разговора.

Не исключено, что одним из направлений деятельности “Таймыра” будет развитие сельского туризма. Планов на будущее у Попрова… Тем боле, что приоритетный национальный проект, по признанию фермера, дает большие возможности. Надо только уметь ими воспользоваться.

А как же “если б ты знала, если б ты знала, как тоскуют руки по штурвалу”? -Здесь все нормально, - улыбается Александр Евгеньевич – Крест на авиации не поставил. Под Гвардейском мы с приятелем, военным летчиком-истребителем Игорем Барсковым создали аэроклуб.

Видимо из скромности руководитель союза фермеров области умолчал, что конкурсы механизаторов-пахарей неизменно заканчиваются своеобразным виртуозными фигурами, которые в воздухе над полем проделывает на “Як -18” фермер Попров.

В Калининградской области можно найти огромные валуны с надписью по- немецки: “Героям Родины”. Поставлены они были в прошлом веке в память погибшим в первую мировую войну. Один из таких валунов лежит и неподалеку от усадьбы руководителя фермерского хозяйства “Таймыр” Александра Попрова. Кто знает, может быть, в недалеком будущем и в России поставят такие валуны в честь тех, кто возрождает сельское хозяйство.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить