Европе напомнили о сговоре с Гитлером

Европе грозит повторение самых неприглядных моментов в истории дипломатии. Даже такой верный союзник Запада как Михаил Саакашвили предупреждает, что изменение нынешних границ на континенте будет сродни «мюнхенскому сговору». Саакашвили не упоминал названий стран, но понятно, что первый кандидат на раскол – Сербия.

Выступая на встрече глав государств ГУАМ, президент Грузии Михаил Саакашвили сделал заявление глобального характера. Он призвал Европу отказаться от того подхода по изменению границ, который господствовал в Старом Свете в XIX и XX веках. Одновременно грузинский лидер фактически признал, что передел границ уже начался, хотя конкретных регионов не называл.

«Нам нужны решения ХХI века, а не ХIХ и ХХ веков, когда все решалось за счет передела границ. Мы должны всячески избегать этого. В Европе происходит реальная геополитическая революция. Страны ГУАМ должны быть очень осторожными, так как в Европе происходит передел границ. Мы должны делать так, чтобы не было никакого Мюнхена, никакой Ялты - ни под каким предлогом», - отметил Саакашвили.

Саакашвили избежал употребления слова «Косово», и понятно почему. Прецедент по отторжению этого края от Сербии неминуемо ударит по Грузии. Абхазия и Южная Осетия (возможно, также населённая армянами Джавахетия) получат полное право окончательно порвать с Тбилиси.

Исторические примеры, приведённые Саакашвили, весьма красноречивы. Взять хотя бы «Мюнхенский сговор» сентября 1938 года по отторжению от Чехословакии до четверти её территории. Его осуществила нацистская Германия при поддержке Венгрии и Польши, с согласия Великобритании, Франции и Италии. Тогда британский премьер-министр Невилл Чемберлен торжественно объявил в Лондоне, что привёз из Мюнхена мир. Но вскоре «мир» превратился в страшнейшую войну.

В марте 1939 года вся Чехия была захвачена нацистами, а Франция и Великобритания не вступились за неё. Точно так же они не защитили и участвовавшую в разделе Чехословакии Польшу, на которую Гитлер напал в сентябре 1939 года. Оценку действиям западных демократий дали уже современники – например, преемник Чемберлена Уинстон Черчилль. Имена участников «Мюнхенского сговора» были на века опозорены, а само событие признано на Западе самой чёрной страницей в истории дипломатии.

Увы, история ничему не учит. Недавно в Брюсселе собрались представители США, Великобритании, Франции, Германии и Италии и начали решать вопрос, как бы поскорее оторвать Косово от Сербии. Как в 1938 году Чехословакия, так и в 2007 году Сербия за стол переговоров позваны не были. Не был приглашён на них и ещё один участник Контактной группы по бывшей Югославии – Россия. Получается, что почти тот же состав участников устроил новый сговор по перекройке границ в Европе. И Саакашвили это косвенно признал.

А вот упоминание Ялтинской конференции января-февраля 1945 года наряду с «Мюнхенским сговором» Саакашвили притянул за уши. Вслед за своими западными покровителями президент Грузии хочет доказать, что происходившая в Крыму встреча Иосифа Сталина, Черчилля и президента США стала «вторым Мюнхеном». На Западе сейчас очень модно писать, что в сентябре 1938 года Гитлеру развязали руки для начала войны, а в 1945 годы СССР – для оккупации Центральной и Восточной Европы.

Между тем, дело обстояло иначе. В отличие от Мюнхена, в Ялте будущие державы-победительницы обсуждали план не расчленения и уничтожения государств, а их возрождения. Предметом спора были границы Польши, Чехословакии и Югославии, которые снова вернулись на карту Европы. И после их включения в социалистический лагерь они сохранили независимость, хотя их самостоятельность во внешней политике была ограничена (а разве сейчас она не ограничена?). СССР вынес на себе основное бремя войны, и получение им сферы влияния было закономерным.

Пытаясь угодить своим покровителям, Саакашвили постоянно подчёркивает неприятие того периода истории Грузии, который связан с её нахождением в составе Российской империи и СССР. В грузинских учебниках истории спасение грузин от истребления турками и персами в XVIII - XIX веках преподносится как «русская колонизация», а советский период – как оккупация, музей которой недавно появился в Тбилиси. Правда, в Гори по сей день существует музей «главного оккупанта» Джугашвили. Такое сочетание смотрится, мягко говоря, нелепо.

Не стоит забывать, что именно благодаря советской власти Абхазия и Южная Осетия были включены в состав Грузии. Саакашвили отлично это знает, но марку надо держать. Получается не очень хорошо – никаких логических доказательств того , почему у Косово больше права на отделение, чем у автономий в составе бывшей Грузинской ССР, он привести не может. Их просто нет, поэтому президент Грузии и вынужден обращаться к Западу с мольбами, подобными его заявлению на встрече ГУАМ в Баку. Точно так же могут апеллировать к Западу и президенты Азербайджана и Молдавии Ильхам Алиев и Владимир Воронин с их Карабахом и Приднестровьем. И точно также им будет нечего ответить по существу.

Таким образом, своим заявлением Саакашвили фактически разоблачил политику Запада, приведя самую неприглядную историческую параллель. Ему, находящемуся на передовой борьбы с сепаратизмом, понятно, к какой катастрофе может привести косовский прецедент. Странно только, что это непонятно Великобритании с её Шотландией и Ольстером или Франции с Корсикой и Эльзасом. Признание независимости Косово взорвёт и Кавказ, и Балканы, и Восточную Европу, и даже богатую Западную. Услышат ли на Западе предостережения своего «вассала»?

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить