Вернутся ли «каспийские монстры»?

Когда СССР впервые испытал экраноплан на Каспийском море, в США по фотографиям со спутников вообще не смогли понять, что это такое. С инженерной точки зрения того времени такого просто не могло быть. Американские военные прозвали незнакомый объект «Каспийский монстр». Корреспондент «Правды.Ру» встретился с человеком, который имеет прямое отношение к возрождению этих разработок в российском ВПК.

Геннадий Шевырев, ведущий специалист омского «Полета», претендующего на  запуск серийного производства 14-местного экраноплана, на выставке ВТТВ-Омск-2007 представлял разработчика «Иволги» Вячеслава Колганова – автора новой летающей машины. 

Еще два года назад компания Старт-Трэк представляла «Иволгу» на Омской выставке, где она была отмечена специальным дипломом. Пресса отрапортовала штампованными клише о «не имеющих аналогов», а официальные структуры публично «проявили интерес», похоже, на том дело и закончилось. Архивы новостей открытых источников до сих пор дают информацию, актуальную на 2005 год. Тогда говорилось о договоренности между главным конструктором НПК «ТРЭК» (Москва) Вячеславом Колгановым, представителями министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области и ФГУП «Полет» по поводу серийного производства. Как водится в России, поговорили и забыли. А жаль.

На сегодняшний день единственный экраноплан в России, а значит и в мире, остается «инициативной разработкой». У Вячеслава Колганова есть позитивные заключения ведущих институтов России,  в том числе ЦАГИ, но пока нет реальной заинтересованности от главного заказчика – государства Российского. По словам Геннадия Шевырева вроде бы наши пограничники поддерживают работу в этом направлении, но много ли может одно ведомство без четкой общей позиции в государственной политике. Кстати, по результатам нескольких интервью, которые собрал корреспондент Правды.Ру у представителей различных компаний ВПК на выставке ВТТВ, складывается впечатление, что именно Пограничная служба и Министерство по чрезвычайным ситуациям чаще других поддерживают передовые разработки российских конструкторов.

Сейчас российская пресса полна позитивных отзывов об объемах финансирования перспективных разработок в области ВПК. Непонятна позиция государства в отношении разработок и производства экранопланов. Хотелось бы услышать официальное мнение Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ по поводу перспектив строительства экранопланов в России. Есть тема, есть интерес от российских, а тем паче от иностранных компаний. Российская экономика на подъеме, не пора ли сказать, нужны ли экранопланы стране? Пока наши конструкторы отказываются от китайской «помощи», но доколе ж надеется на патриотизм разработчиков?

Немного «техники»: уступая самолетам типа Ан-2 в скорости (крейсерская скорость ЭК-12 – 160 км/ч), экраноплан имеет стоимость перевозки пассажиров и грузов вчетверо ниже. При этом они не требуют оборудования взлетно-посадочных полос. По расчетам специалистов разработчика, стоимость билета на экраноплан составит примерно $10. Омские авиастроители надеются, что, кроме силовых структур, экранопланами должны заинтересоваться туристические фирмы. Был проект постройки «Иволги», для чукотского губернатора Романа Абрамовича. Опять что-то не вышло. Видимо, «Челси» оказался важнее.

Хочется отметить, что другие модели экранопланов, разрабатываемые в России, уступают «Иволге». ЦКБ Алексеева, автор первых советских экранопланов, «лежит в руинах». Специалисты уникального бюро работают на «частников». Время показывает, что это абсолютно бесперспективно. Разработки других компаний меньше по размеру и с технической точки зрения менее готовы к серийному производству. С другой стороны, удачные испытания «Иволги» подвигли её конструкторов «замахнуться» на 25- и даже 50-местную модификацию. А это уже совсем близко к знаменитому «Каспийскому монстру».

Краткие данные от разработчика: экранопланы движутся на небольшой высоте за счет создаваемой экраном (поверхностью) дополнительной подъемной силы, чутко реагируя на изменения рельефа и «обтекая» их. Экраноплан «Иволга» – всесезонное скоростное высокоэкономичное и надежное транспортное средство многоцелевого назначения до 14 мест с бесконтактным движением на высотах 0,2-3,0 м, при весе до 3700 кг имеет дальность хода до 1500 км на крейсерской скорости 180 км/ч. По экономичности экраноплан «Иволга» в своей весовой категории превосходит автомобили до 30%, скоростные суда водоизмещающие и на воздушной подушке в 2-4 раза, а самолеты и вертолеты в 4-7 раз.

«Иволга» может применяться в условиях бездорожья на неподготовленных участках суши с протяженными уклонами 1:10, в заболоченной и наводненной местности, на внутренних водоемах и реках, в том числе покрытых льдом и снегом, а также в морских условиях при волнении до 3-4 баллов. Он может базироваться как на суше, так и в воде с самостоятельным выходом на них без применения причалов, гидроспусков и береговых устройств. Экраноплан «Иволга» прост в техническом обслуживании, выполняемом силами экипажа, на нем установлены двигатели и системы с серийных легковых автомобилей BMW или «Волга». Для применения в суровых условиях Сибири и Дальнего Востока снабжается оборудованием жизне- и энергообеспечения с автономностью работы не менее 24 часов. Для эксплуатации в южных регионах оснащается кондиционером.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь