В Петербурге зародился новый миропорядок?

Политика, проводимая МВФ и Всемирным банком в интересах США и ЕС, явно не соответствует нуждам остального мира. Не случайно президент Путин на Петербургском экономическом форуме предложил создать новую евразийскую финансовую организацию. Таким образом, происходит зарождение нового порядка в мировой экономике.

Если предыдущие шаги президента России были посвящены, главным образом, решению военно-политических и внутренних проблем страны, то на петербургском форуме, совмещенном с неформальным саммитом государств СНГ, впервые было озвучено давно назревавшее представление о необходимости смены существующего экономического мироустройства.

Именно так следует оценить конструктивную критику в адрес Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и Всемирного банка.

Ни для кого не секрет, что ведущая роль в этих организациях принадлежит США и, в меньшей степени, странам Евросоюза. Вашингтон и Брюссель давно уже договорились, что место главы ВБ получает обязательно американец, в то время как должность руководителя МВФ неизменно достается представителю ЕС. Ни азиатские страны, ни тем более Россия не имеют существенного влияния на все упомянутые организации.

Понятно, что политика протекционизма, проводимая этими организациями в интересах своих стран, ни в коей мере не соответствует потребностям остального мира. Благодаря этой политике доллар был и остается основной резервной валютой мира.

По оценке Директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, «80% мировых финансовых запасов находятся в американской валюте». Но неустойчивость доллара стала просто пугающей. В последние годы на рост его курса оказывает влияние даже состояние китайского юаня. Недаром даже американский министр финансов Генри Полсон в своем недавнем выступлении высказал озабоченность этим вопросом.

 Существует и обратный процесс, американские компании активно переносят свои производства в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и постоянно увеличивают объемы импорта из этой части мира. Соответственно доллар играет здесь роль основной резервной валюты и его ослабление провоцирует ослабление экономик этих стран. К сожалению, аналогичная ситуация характерна и для Российской Федерации. Не лучше ситуация обстоит для стран Восточной Европы, в которых основной привязкой является на данный момент (но не вечно) более стабильный евро.

Поэтому совершенно закономерным кажется заявление Владимира Путина на пленарном заседании форума «Конкурентоспособная Евразия – пространство доверия»: «То, что мировая финансовая система завязана на одной-двух мировых валютах и существует ограниченное количество финансовых центров, не отражает текущую потребность мира». Президент подчеркнул, что колебания курсов этих двух валют негативно отражаются на развитии многих стран мира. Единственным перспективным выходом из этой ситуации является создание нескольких финансовых центров и конвертируемых валют.

Как следствие, президент отметил, что «Россия продолжит политику повышения привлекательности своей национальной валюты, финансовой и банковской системы», и предложил стремиться к переходу на рублевый расчет при экспорте товаров из России, аккуратно смягчив фразу формулировкой – когда «это выгодно и покупателям, и продавцам».

Как основу поддержания рублевой зоны Путин предложил создать новую евразийскую финансовую организацию: «Существующие организации не вполне справляются с регулированием глобальных международных отношений. Структуры, созданные в расчете на небольшое количество активных игроков, выглядят подчас архаичными, недемократичными и неповоротливыми». Поэтому назрела объективная необходимость появления новой региональной организации, которая могла бы адекватно учитывать потребности стран региона, способствовать их сотрудничеству и развитию, противостоять экономическому давлению и угрозам более развитых государств и союзов. Основой, по замыслу президента России, мог бы стать Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС.

Именно осознание необходимости перемен и стало причиной того, что впервые за долгие годы главы государств СНГ собрались в полном составе, причем на повестку дня был поставлено обсуждение новой концепции реформирования Содружества независимых государств.

Безусловно, все идеи о необходимости перемен возникли не пустом месте. Стал Петербург вторым Давосом или не стал, но тот факт, что на форуме 2007 года было заключено контрактов на сумму более 13,5 млрд. долларов (по сравнению с одним миллиардом в прошлом году), свидетельствует о резком усилении позиций России на мировой арене. Присутствовавший на форуме Борис Грызлов напомнил, что за пять месяцев 2007 года приток частных капиталов в российскую экономику составил $60 млрд., что превышает показатели всего 2006 года. Всего в Петербургском форуме приняли участие около девяти тысяч бизнесменов и заинтересованных лиц из 65 стран, среди которых девять находилось президентов государств и четыре премьер-министра.

Надо полагать, именно новые инициативы российского лидера и поддержка их президентом Казахстана, призвавшего коллег по ЕврАзЭС признать интеграцию в качестве приоритета во внешней политике государств, позволили генеральному директору Всемирной торговой организации Паскалю Лами со всей остротой осознать, что ВТО без России «не может являться многосторонней организацией». Его всецело поддержал комиссар Евросоюза по внешней торговле Питер Мандельсон, который заметил, что «Россия взяла четкий курс на вступление в ВТО, и она идет к этому стремительно, препятствий практически не осталось».

Более того, торговый представитель США Сюзан Шваб заявила о готовности своей страны устранить давний камень преткновения в экономическом сотрудничестве между Россией и США и отменить поправку Джексона-Вэника в отношении России незадолго до завершения процесса вступления РФ во Всемирную торговую организацию. «С технической точки зрения» это может произойти в конце года, добавила она.

Успешная реализация инициатив российского президента позволила бы избежать зависимости рубля от доллара и забыть о высказываниях министра финансов РФ Алексея Кудрина, что укрепление рубля подрывает конкурентоспособность отечественной экономики.

В любом случае, новая Россия на мировой арене становится привычной новостью для всех. К ней постепенно привыкают и начинают приспосабливаться. И даже относятся с большим пониманием, чем к США.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Обсудить