Два часа с великим басом

Сегодня исполняется 80-лет Народному артисту СССР , великому басу Артуру Эйзену… Мне повезло в жизни. Однажды в течение двух часов мне удалось общаться с симпатичной четой Эйзенов. Артур Артурович с женой сидели рядом, когда мы чествовали в Российской академии государственной службы Александра Александровича Деркача.

Сначала чувствовал себя несколько неловко в таком окружении, но потом разговорились. Я был поражен открытости этих людей. Они оказались совершенно простыми, замечательными собеседниками. Мы разговаривали о музыке, о жизни и еще о многом другом. Задавал вопросы и получал на них ответы. Узнавал необычные факты из их жизни. Помню, что было и много забавных воспоминаний. Это было непередаваемо. К сожалению, тогда не было с собой диктофона, а из памяти стерлись слова. Артур Артурович исполнил два романса без музыкального сопровождения. Прошло более десяти лет, но душа наполняется теплом при воспоминании.

Артур Эйзен родился 8 июня 1927 года в Москве в семье потомственного латышского революционера. В доме Эйзенов всегда звучали музыка и поэзия. Отец любил читать стихи, играл на скрипке, всей семьей пели народные песни. А еще в доме был старый патефон и шаляпинские пластинки. Артура-младшего во дворе и в школе прозвали "артистом", - он с увлеченностью участвовал в школьной худрожественной самодеятельности, - и поэтому никто не удивился, когда прямо со школьной скамьи в 1944 г. после окончания школы А.Эйзен поступил на актерский факультет Высшего театрального училища имени Б.В.Щукина при Государственном академическом Театре им.Евг.Вахтангова , где учился с будущими звездами театрального искусства Ю.Борисовой, В. Лановым, Е.Симоновым, М.Ульяновым. Художественным руководителем курса был выдающийся мастер театра И.Толчанов.

Артур Артурович любит театр во всех его проявлениях. "На дне", "Дети солнца", "Старые друзья", "Борис Годунов" - только некоторые из постановок театра имени Евгения Вахтангова, в которых принимал участие А.А.Эйзен. По окончании училища в 1948 г. Артур Эйзен был принят в Театр им.Евг.Вахтангова и одновременно стал участником нового молодежного объединения "Московские литературные чтения". И вдруг жизнь актера пошла по другому пути. Артур Эйзен снова стал студентом: сначала музыкального училища, через год - института имени Гнесиных, а еще через год - Московской консерватории.

За год до ее окончания пришел первый успех - летом 1955 года на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве жюри конкурса вокалистов присудило Артуру Эйзену Золотую медаль и звание Лауреата. С 1949 по1957 год Артур Эйзен был солистом знаменитого ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А.А.Александрова.

Он часто выступал по радио, в его исполнении звучали очень многие советские песни, его голос стал узнаваемым. В 1956 г. Артуру Эйзену присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР.

В конце 1956 г. состоялся блистательный дебют Артура Эйзена на сцене Большого театра в партии Дона Базилио в спектакле "Севильский цирюльник". Молодой Эйзен пришел в Большой театр, когда в нем блистали басы А.Пирогов, А.Кривченя, И.Петров, Е.Иванов, А.Огнивцев. В прославленном театре Артур Артурович Эйзен пел 42 года и исполнил более 40 оперных партий. "Талант актера Эйзена - из тех драгоценностей, которые созданы для короны русского оперного театра" (Г.Анисимов). Гармоничное сочетание вокальных и актерских данных, когда одно не приносится в жертву другому, выделяет дарование Эйзена даже на фоне блестящей плеяды солистов Большого.

Вот лишь некоторые из партий, спетых артистом в самых престижных оперных театрах мира: Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Россини), Мефистофель ("Фауст" Гуно), Пестель ("Декабристы" В.Шебалина), Иван Хованский ("Хованщина" М.Мусоргского), Борис Годунов и Варлаам ("Борис Годунов" М.Мусоргского), Иван Грозный ("Псковитянка" Н.Римского -Корсакова), Собакин ("Царская невеста"), царь Салтан ("Сказка о царе Салтане" Н.Римского-Корсакова), Фарлаф ("Руслан и Людмила" М.Глинки), Галицкий ("Князь Игорь" А.Бородина), Мельник ("Русалка" М.Даргомыжского), старшина Васков ("Зори здесь тихие" К.Молчанова), Баптиста ("Укрощение строптивой" В.Шебалина), Ткаченко ("Семен Котко" С.Прокофьева), Федот ("Не только любовь" Р.Щедрина), Комиссар ("Повесть о настоящем человеке" С.Прокофьева) - целая галерея разных и ярких образов!

Приоритетом в работе над партией для А.А.Эйзена всегда была музыкальная трактовка образа, вокальная сторона исполнения. Голос Эйзена отличается необыкновенно широким диапазоном, мягкостью звучания, подвижностью, красочностью. Певец с легкостью берет и низкие басовые звуки и в то же время поражает уверенностью и яркостью подачи баритоновых верхов. При этом совершенно не ощущается "перелом" в тембровой окраске голоса или неестественность звучания.

Выступления на оперной сцене не ограничивают творческую деятельность артиста - она по-прежнему многогранна и насыщена. Артур Эйзен выступает в самых известных залах мира в сопровождении лучших оркестров и ансамблей. Ему посчастливилось работать с такими прекрасными дирижерами как А.Мелик-Пашаев, С.Самосуд, Б.Хайкин, М.Жуков, В.Небольсин, К.Кондрашин, Е.Светланов. В парижской "Гранд-опера" маэстро Артур Эйзен из Москвы трижды пел на бис знаменитую "Дубинушку". В зале творилось что-то неслыханное. Японская пресса назвала А.Эйзена "басом итальянского типа, с отличной постановкой голоса". Английские критики отмечали, что "в нижних регистрах его голос может быть столь же богатым, как звучание органа. Его нюансировки заставляют вспоминать о магии струнного инструмента". Американца охарактеризовали солиста как "превосходного поющего актера".

Огромное место в творческой биографии певца занимает концертная деятельность.. В его концертном репертуаре произведения П.Чайковского, А.Бородина, М.Мусоргского, Р.Шумана, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Э.Грига, А.Делиба. В то же время в его репертуаре большое место занимает и камерная музыка: произведения русских и советских композиторов.

Он стал первым исполнителем многих из них на концертной эстраде. Среди них - "Финдлей" Г.Свиридова на стихи Р.Бёрнса и "Серенада Дон-Кихота" Д.Кабалевского. Каждая вокальная миниатюра у артиста - это яркая жанровая сценка, будь то "Козел" Мусоргского или "Червяк" Даргомыжского. А вот смех - в "Блохе" Мусоргского и в серенаде Мефистофеля Гуно: грубоватый, народный юмор и утонченная "сатанинская" ирония. Пятеро его бывших учеником являются сейчас солистами Большого театра.

А.А.Эйзен – Народный артист СССР, Заслуженный артист многих союзных и автономных республик, кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1971 г.), ордена Дружбы Народов (1988 г.).

Особая любовь и внимание Артура Артуровича к исполнению русской музыкальной классики и русских народных песен. А в последний год XX столетия артист показал новую грань своего выдающегося таланта, с блестящим успехом исполнив духовные песнопения композиторов А.Гречанинова и Н.Лебедева на концерте XII Международного фестиваля православной музыки, состоявшемся в Большом зале Московской консерватории.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить