Острова преткновения

«Не думаю, что мне запрещено передвигаться по российской территории», - выразил свое недоумение министр иностранных дел России Сергей Лавров в связи с неудовольствием японской стороны от его поездки по Южным Курилам. Поводом стало заявление генерального секретаря кабинета министров Японии Ясухисы Сиодзаки о «важности в полной мере позаботиться о том, чтобы такие поездки высокопоставленных членов российского правительства не оказывали негативного влияния на японо-российские переговоры по территориальной проблеме».

А что, собственно случилось? В конце концов, и Россия имеет право на симметричные ответы. Ни СССР, ни Российская Федерация не высказывали публичного недовольства, когда многие главы правительств Японии - Дзюнъитиро Коидзуми в 2005-м, Иосиро Мори в 2001-м, а Дзэнко Судзуки еще в 1981 году, - демонстративно обозревали гряду Хабомаи.

Премьерам никто не делал публичных нравоучений. Ведь они находились на борту кораблей Береговой охраны Японии в японских терводах, когда демонстрировали свою неуступчивость в территориальном споре.

Сергей Лавров тоже не делал секрета из позиции российского МИДа. "Мы придерживаемся диаметрально противоположных позиций. Формула решения не найдена", - заявил министр журналистам, сопровождавших его в поездке по Курилам.

Если Лаврову в чем-то и попеняли российские СМИ, так это в том, ревизия столь высокого ранга так сильно запоздала на самые дальние владения отечества. Официальная цель поездки - наблюдение за реализацией плана экономического развития островов – не оставляет места для территориальных уступок. Это исчерпывающая декларация меньше чем за неделю до встречи Владимира Путина и премьера Японии Синдзо Абэ в кулуарах саммита "Большой восьмерки" в Германии.

Представление о чрезвычайно запутанности вопроса о «спорных» островах навязано либералами в мидовском окружении Ельцина. Проблемы нет как таковой, если исходить из принципа незыблемости итогов второй мировой войны. Южный Сахалин и Курилы были призом СССР за разгром Квантунской армии на континенте.

Что же до переговоров 1956 года в Лондоне, то здесь помнят почему-то обещание Хрущева вернуть Шикотан и Хабомаи, но напрочь забывают непреложное условие СССР – ликвидация всех иностранных военных баз на территории Японии. Умалчивают и о том, что лондонская встреча была расстроена американским ультиматумом. Если Токио, заявил Вашингтон, согласится принять только два, а не все четыре южнокурильских острова, США навсегда оставят за собой Окинаву. Так был сорван мирный договор с Японией.

Очень похоже, что щедрый наш Никита Сергеевич не очень представлял себе, что отдает, если посчитал Хабомаи за один остров. На самом деле Малая Курильская гряда состоит из 18 островов – относительно крупные Шикотан, Зеленый, Танфильева, Юрий и малые - Дальний, Грига, Айвазовского, Девятый вал, Средний, Полонского, Дёмина, Осколки, Лисий со скалами Пещерная и Парус, Шишки со скалой Свеча, Сигнальный, Сторожевой и Рифовый.

Южные Курилы до сих пор остаются для живущих там россиян «вещью в себе». В годы перестройки первый советский президент, исключительно для раскрутки «горбомании» на Западе, вновь признал существование территориальной проблемы.

Вдохновленная японская пресса многозначительно намекала - японцы могут возвращаться на острова налегке, они без труда найдут много полезного для жизни. Что они имели в виду? Об островах сложено немало легенд. О том, например, известно, что на Шикотане японцы построили подземный аэродром, который взорвали перед уходом с островов. Где он находился, никто не знает.

Более достоверен рис, который находили в желудках пойманных лисиц – лесные охотницы где-то раскопали подземные хранилища. Однако насытиться японскими припасами лисы не могли, рис не усваивался: каждое зернышко покрыто воском. В таком виде рис может сохраняться столетиями, а чтобы приготовить, надо лишь залить крутым кипятком, перемешать и быстро слить воду…

Однако, помимо легенд, существует конкретная экономическая реальность. По приближенным оценкам , на архипелаге только полезных ископаемых более чем на 46 млрд. долларов. Ресурсов Курильских островов достаточно, чтобы обеспечить доходами бюджет любого региона России, писали "Известия".

Запасы углеводородов на континентальном шельфе оцениваются в 1,6 млрд. т условного топлива. Ресурсы золота на островах оцениваются в 1867 т, серебра - в 9284 т, титана - в 39,7 млн. т, железа - в 273 млн. т. Имеются парогидротермы, залежи полиметаллических руд, 117 млн. т серы. На Итурупе ежегодный вынос с газами редкого металла рения, который дороже золота, составляет 36 т, что соответствует его годовому мировому потреблению. Кроме того, на Шикотане расположена база пограничных сторожевых кораблей и аэродром.

Однако основная ценность островов Хабомаи и Шикотан заключена в контроле над биоресурсами. Морские районы, прилегающие к "спорным" островам, охватывают до 200 тысяч кв. км экономической зоны России и являются местом промышленного лова ценных пород рыбы и морепродуктов (крабов и сайры, лосося и кальмара, трепанга и других). По данным Роскомрыболовства, объем ежегодного вылова рыбы мог бы превышать 2 млн. тонн. На одних морепродуктах здесь можно зарабатывать до 2 млрд. долларов в год. Сегодня российские рыбаки не в состоянии добыть даже десятой части потенциала.

И это все – отдать в обмен на японскую подпись под признанием, что вторая мироваявойна закончилась? Японский истеблишмент давно понял необходимость экономического сотрудничества с Россией, невзирая на территориальную проблему и отсутствие мирного договора, отмечает «Время новостей».

По мнению газеты, глава МИД России не случайно призвал к созданию на островах совместных предприятий. В Токио понимают уже и то, что российское сотрудничество в развитии регионов Сибири и Дальнего Востока возможно и с другими странами, с тем же Китаем. Однако без российских энергоносителей будущее японской экономики представляется весьма неопределенным. Так что решение территориальной проблемы с Россией не стоит в ряду приоритетов внешнего курса премьера Абэ, как это было при Коидзуми.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить