Американская юстиция узаконила пытки над заключенными

В августе 2002 года Минюст США направил в Белый дом служебную записку, в которой оправдывал пытки подозреваемых в терроризме, содержащихся в заключении за пределами американской территории. Юридический отдел министерства пришел к выводу, что норма международного права о запрете пыток может быть неконституционной применительно к процедуре допросов. Как говорится в документе, виновные в пытках не должны быть привлечены к ответственности, если они действовали по необходимости и в интересах обороны США, сообщается на сайте газеты Washington Post. В материалах Минюста приводится намного более узкое определение пыток, чем в инструкциях американской армии, которая проводит большинство допросов арестованных во время военных операций. По правилам Пентагона, военнослужащим запрещено лишать подозреваемых пищи и сна, заставлять их оставаться в неестественных позах длительное время, а также имитировать казнь задержанных.

Минюст не считает пыткой воздействие, которое вызывает кратковременные или умеренные по своей остроте болевые ощущения. Как говорится в служебной записке, пытка "вызывает боль, сравнимую с той, которой сопровождаются повреждения органов, ухудшение работы частей тела и даже смерть".

Американская администрация утверждает, что военнослужащие армии США, принимающие участие в операциях в Афганистане и Ираке, соблюдают нормы Женевских конвенций. Пентагон признает лишь единичные случаи пыток арестованных в багдадской тюрьме Абу-Граиб, где были сделаны снимки издевательств солдат над заключенными.

Между тем по мере развития скандала с фотографиями в прессе появились сообщения о том, что Министерство обороны США в 2003 году одобрило правила допросов, которые позволяют лишать подозреваемых сна, в течение продолжительного времени воздействовать на них ярким светом и громкой музыкой, а также заставлять арестованных раздеваться. Сообщалось, что такую процедуру допросов одобрил лично министр обороны США Доналд Рамсфелд.

Рядовые американцы относятся к иракцам как к «недочеловекам», к которым неприменимы международные правовые нормы и стандарты.

Эксперты считают, что подобное отношение может быть перенесено и на другие этнические группы – уже внутри самой Америки

Американцы считают, что иракцев можно пытать. Об этом свидетельствуют распространенные в четверг результаты опроса общественного мнения, проведенного совместно телекомпанией АВС и газетой The Washington Post.

По данным опроса, почти половина американцев считает пытки приемлемым методом «получения информации от лиц, которые подозреваются в причастности к терроризму, если такие сведения помогут предотвратить теракты». Причем большая часть респондентов одобряет именно те методы, которые применяли в Ираке в тюрьме Абу-Грейб.

По сути, результаты опроса показывают, что армия США в Ираке действует в соответствии с представлениями американского общества о нормах поведения по отношению к иракцам. Их воспринимают как «недочеловеков», к которым неприменимы международные правовые нормы и стандарты демократического общества, действующие только в отношении «своих».

По мнению опрошенных RBC daily экспертов, такое отношение к «другим», «чужим» культурам «закладывает бомбу» под основы самого американского общества. Понятие «чужие» (к которым неприменимы «общечеловеческие» стандарты) в многонациональной Америке может быть перенесено с арабов-мусульман и на другие крупные группы – латиноамериканцев, азиатов и др. Подобные тенденции могут привести к обострению межэтнического противостояния, насилию и расколу американского общества.

Опрос общественного мнения, проведенный телекомпанией АВС и влиятельной газетой The Washington Post, показал, что многие американцы считают запрещенные международными конвенциями пытки вполне допустимым методом воздействия на иракских пленных. Почти половина американцев считает пытки приемлемым методом получения информации подозреваемых в терроризме, если эти сведения «помогут» предотвратить акцию боевиков. Применение «мер физического воздействия» в отношении таких подозреваемых одобрили 46% респондентов, 52% опрошенных высказались против. «Сторонники насилия» в целом поддерживают те «методы пыток», которые американские военнослужащие применяли против иракцев в тюрьме Абу-Грейб: 66% считают, что на задержанных можно воздействовать лишением сна, 57% считают допустимым закрывать глаза капюшонами, 54% – подвергать «звуковой бомбардировке». Многие поддерживают и более «жесткие» методы дознания. Так 41% сторонников пыток считают, что допустимо угрожать выстрелить в пленника, 40% – воздействовать холодом или жарой, 38% – лишать еды и питья, 29% – избивать руками и ногами, 25% – заставлять подозреваемых появляться на людях без одежды, 19% – угрожать родственникам, 17% – использовать электрошок, и 16% считают, что пленных можно подвергать унижениям сексуального характера. Несмотря на то что вопросы носили «общий» характер, понятно, что на фоне скандала в Абу-Грейб все вышеперечисленные меры воздействия «относятся» именно к иракцам.

По словам экспертов, проведенный опрос показывает, что методы допроса иракских пленных американскими военными соответствуют представлениям средних американцев о нормах поведения по отношению к иракцам. «Результаты опроса свидетельствуют о том, что армия США адекватно представляет американское общество. Кстати, тюремщики в Абу-Грейб фотографировали «худшие» издевательства над иракцами, американские солдаты часто фотографируются с мертвыми. Это свидетельствует о том, что американцы воспринимают иракцев и мусульман как «недочеловеков» и «человеческие нормы на них не распространяются», – сказал RBC daily руководитель экспертной группы «Памир-Урал» Александр Собянин. По мнению президента компании экспертного консультирования «Неокон» Михаила Хазина, «толерантное» отношение к пыткам иракцев связано с изменениями в американском обществе. «Любое общество живет в рамках определенных моделей. Последняя модель, которая была удобна, которая двигала демократическое общество, – права и свободы человека, демократия. Однако в условиях реальной опасности такая модель уступает место модели, основанной на более архаичных архетипах. В каком-то смысле можно сказать, что американское общество движется вспять», –сказал RBC daily г-н Хазин. По сути, идет отказ от «правовых и демократических ценностей», которые долгие годы составляли фасад американского общества. По мнению эксперта «ПИР-центра» Дмитрия Евстафьева, «настоящей демократии в США не было никогда». «Среднего американского избирателя, кого и представляет нынешний президент США Буш, гражданское общество не интересует. Свобода и демократия носят обрядовый характер. На каждом переломе судьбы эта обрядовость осыпается», – сказал RBC daily г-н Евстафьев.

Между тем отношение к иракцам как к «недочеловекам» (и перенос этого отношения в целом на мусульман) может сыграть с американцами злую шутку. Подобное разделение на «людей» и «недочеловеков» и жестокое обращение с последними может быть перенесено на американскую почву. «В США много разных групп, отношение к которым может резко измениться: испаноязычные, мусульмане, выходцы из Азии. Например, на уровне подсознания многие американцы воспринимают выходцев из Латинской Америки как колумбийских наркоторговцев», – говорит Александр Собянин. Схожего мнения придерживается Дмитрий Евстафьев. «Америка – страна с имманентными тоталитарными настроениями и глубочайшей историей геноцида, самым масштабным из которых был геноцид индейцев. Американцы вполне способны пойти на жесткие действия. Сразу после атаки Японии на Перл-Харбор все жившие в США японцы были интернированы и лишены гражданских прав», – рассказывает г-н Евстафьев.

Подобные вещи могут негативно повлиять на отношения между различными этноконфессиональными группировками внутри США. Причем это противостояние обязательно выльется в насильственные формы. По мнению Михаила Хазина, ситуация может обостриться в результате «резкой встряски общества наподобие 11 сентября», после чего «резко повысится уровень напряженности в самих США». «В случае жесткого прессинга этнические группировки быстро структурируются и смогут дать отпор», – считает г-н Хазин. Причем события могут принять очень жесткий оборот.

«В США колоссальная традиция внесудебных расправ. Только в этой стране суд Линча превратился в «классическое» явление в национальной культуре», – отмечает Дмитрий Евстафьев. С ними согласен и Александр Собянин. «Одними демонстрациями протеста дело не кончится. Противоборствующие этнические общественные группировки во всем мире взяли на вооружение терроризм, один из методов ведения современной "малой войны"», – говорит г-н Собянин.

По материалам российских и зарубежных СМИ

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить