Кто заказал тринадцатый подвиг Геракла

Такого неожиданного гамбита трудно было ожидать даже от чемпиона мира  – Гарри Каспаров , горячо поддержавший на прошлой неделе решение   отставного главы Центробанка Виктора Геращенко выставиться в качестве единого кандидата от оппозиции, вдруг срочно отрабатывает назад. По сути, никаких иных информационных поводов пресс-конференция лидера  ОГФ в минувший понедельник не имела. Только изъявление доверия Михаилу Касьянову, которого экс-премьер был демонстративно лишен экс-чемпионом всего три дня назад. Чудеса, да и только… лишь для непосвященных. На самом деле Гарри Кимовича, как говаривали в советские времена, «поправили». Причем весьма решительно, не особо при этом  заботясь о самолюбии шахматного короля. Видимо, он нарушил чьи-то далеко идущие планы, заступив некую не дозволенную ему грань. Попробуем разобраться.

Заявление  Виктора Геращенко   о намерении бороться за пост президента РФ тоже ведь появилось не просто так. Добро бы уважаемый банкир самовыдвигался  как индивидуал.  Но он претендует на кредит доверия   всей оппозиции, а ведь самому, хотя и зовут в народе «Гераклом», никогда не удалось бы ни достичь консенсуса оппозиционеров,  ни хотя бы просто их собрать. Значит, это сделают другие – кто? Не будем забывать, что г-н Геращенко до сих пор является председателем Совета директоров нефтяной компании ЮКОС и тесно контактирует с Леонидом Невзлиным . Тот в прежней жизни пользовался реноме чрезвычайно успешного пиарщика, которое приобрел в прямом смысле слова.

Но, поддержав Геращенко по настоянию  Невзлина, - или прямиком из Читинского следственного изолятора, есть и такое подозрение, -  Каспаров вольно или невольно создал конфликт интересов  с Вашингтоном, который заинтересован в  контролируемом кандидате Касьянове.  Пришлось срочно идти на попятную, но с оглядкой на интересы Невзлина.  Отсюда поддержка как гипотеза,  условия Касьянову – если он разделяет «программные установки « Другой России ».

А Михаил Касьянов тем временем без обиняков дал понять, что не разделяет. Во-первых, разделять-то на данный момент просто  нечего – «другороссы» сочиняют свою программу уже скоро год, и конца-края не видно. Экс-премьер нелестно отзывается о  чуть не еженедельной частоте «маршей несогласных». Почему вдруг сейчас? Не потому, что они нелепы и микроскопичны, а потому (тоже - признак несамостоятельности  Касьянова),   что создают слишком крупный побочный эффект для Вашингтона в диалоге с Москвой по ПРО в Европе. «Марши», если они будут продолжаться каждую неделю, не позволят соблюсти согласованное решение снизить накал полемики.

Каспарову, безусловно, от всей души хочется  порулить страной самому, и быть может, что-то ему было обещано.  Именно отсюда ревнивое отношение шахматиста  к вальяжному  Михаилу Касьянову. Угодливо-заискивающее отношение Лимонова к бывшему председателю российского правительства  – общение с такой величиной писателю льстит и поддерживает материально – таит в себе немалую опасность для Каспарова. Без штурмовиков-нацболов он рискует остаться полководцем без армии.

Не исключено, что Невзлину постоянно капает на мозги   политтехнолог Марина Литвинович, специально прикрепленная к Гарри  – ей чем дальше, тем труднее совладать с шахматным потоком амбициозного  сознания. Но влюбом случае заявление Геращенко, человека ЮКОСа,  о намерении бороться за пост президента РФ свидетельствует о том, что либо Невзлин утратил доверие к Каспарову, видя очевидную бесполезность раскачать обстановку в России «маршами несогласных».  Либо с самого начала Каспарову была уготована роль клоуна для дезориентации Кремля.

«В любом случае Каспаров не та фигура, которая может быть предложена в качестве кандидата в президенты, - полагает директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий. -   Он слишком агрессивен, слишком отличается от российского политического истэблишмента,   слишком явный представитель  либеральной интеллигенции.  Последнее  обстоятельство   не пользуется большой поддержкой среди  населения. Все его попытки внедриться в массовое сознание человеком широких взглядов  не могут перебить уже сложившуюся репутацию».

Главная проблема «Другой России»,  по мнению политолога, в том, чтобы найти кандидата, более или менее приемлемого, который фактом своего присутствия хотя бы не раздражал людей. По разным причинам ни Каспаров, ни Касьянов на эту роль не годятся. Геращенко многим хорош,  но  нет опыта публичного политика, и в этом смысле он проигрывает и Каспарову, и Касьянову. «Как  крупнейший финансист,  он вызывает скорее позитивные эмоции. Но как только  начнет  заниматься политикой он потеряет свой рейтинг», - считает Борис Кагарлицкий.

Очевидное нарастание несогласия в  рядах «несогласных» по-своему оценивает депутат ГД РФ от ЛДПР, заместитель председателя Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Митрофанов: «Нелестный отзыв Касьянова о частоте маршей - это тактическое несогласие. Он понимает, что рост числа маршей приведет к тому, что внутри  организации вождями будут другие люди, умеющие работать в условиях улицы. Касьянов не уличный человек. Он бывший премьер и силен там, где политическая работа, а на улице силен Лимонов. Зачем ему улица? Тогда героем будет Лимонов.

Касьянов претендует на роль тяжеловеса, который пойдет в президенты.   Каспаров выстраивает структуру, готовую бороться  с действующей властью, Касьянова же занимает только одно – его выдвижение, больше ничего плюс некий торг с Кремлем,  естественно, не без этого. Я не думаю, что лидеры «Другой России» относятся к нему с доверием. Они подозревают его в сговоре с действующей властью, которая держит его «на крючке» в связи с его уголовными делами – дачами и прочими».

Неожиданно к хору поддержки бывшего главного банкира страны подключился Борис Березовский. А кого еще поддержать архитектору силового захвата Кремля? От пятой колонны номенклатуры, которая мнится ему в лондонском тумане, точно никто не выдвинется – дураков нет!  За Каспарова ратовать – несерьезно. О Касьянове и говорить нечего. Михал Михалыч ЮКОС-то защищал, имея к тому резоны.  А когда Березовского вычищали из страны, тогдашний премьер этого как бы не заметил. Такое не забывается. Поэтому для БАБа «Геракл», патриарх  партсовноменклатуры, оптимален.  Как в общем, для пожилой части электората тоже, а она в голосовании наиболее активна.

Что же касается каспаровского двойного гамбита, он сдал одну фигуру, затем другую - но какое позиционное преимущество приобрел? Никакого.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить