Киргизия просит защиты у России, а не у США

Авиабаза США в Киргизии давно уже не является оплотом борьбы с терроризмом – скорее, она подрывает региональную стабильность. Этот плацдарм Пентагона угрожает российским интересам, оттуда удобно вести разведку против сопредельных стран. Кроме того, на базе постоянно происходят ЧП – зачастую, с человеческими жертвами. На этом фоне в Бишкеке раздаются призывы вернуть в страну российских пограничников.

Несмотря на усилия заокеанских стратегов, американский план по окружению России кольцом военных баз теряет приверженцев в республиках СНГ. Присутствие солдат армии США в этих странах на поверку оказывается не только опасным для мирных граждан, но и бесполезным для решения местных проблем.

В этой связи спикер киргизского парламента Марат Султанов предложил вернуть в Киргизию российских пограничников и расширить авиабазу Кант, на которой сейчас дислоцировано около 300 российских военнослужащих, 5 штурмовиков Су-25, 4 учебно-тренировочных самолета Л-39 и 2 вертолета Ми-8МТ. По его словам, вопрос о возвращении россиян поднят в связи с тем, что иначе обеспечение военно-воздушной защиты страны невозможно.

По мнению Султанова, Россия может прислушаться к этому призыву, потому что защита южных рубежей Киргизии – это и защита рубежей Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). К тому же, с расширением базы в Канте «будет обеспечена безопасность нашего воздушного пространства, а также границ государства – тогда может быть поставлен вопрос о дальнейшей деятельности базы Манас (США)».

Хотя в Манасе, где служат около тысячи американцев, есть представительство пограничной службы ФСБ России, эксперты считают, что само существование авиабазы угрожает не только безопасности Киргизии, но и российским интересам. Цель Пентагона – закрепление американского военного присутствия в Центральной Азии, создание плацдарма для вооруженной агрессии и разведки.

Объект, который давно превратился из базы коалиционных сил в сугубо американскую, может не только усиливать возможности США по влиянию на политические процессы в стране, но и использоваться в качестве опорного пункта для возможного удара по Северной Корее, Ирану, Сирии, Ливии, Сомали, Йемену, Индонезии, и другим. В зону досягаемости американской авиации попадают также западные районы Китая, Узбекистан, Таджикистан и весь юг Казахстана.

Эксперты также указывают, что, по некоторым признакам, на базе Манас размещено оборудование для ведения радиоэлектронной разведки против сопредельных стран: Индии, Ирана, России, всей Центральной Азии, части Казахстана. В этом случае электронный «глаз» ВВС США контролирует такие стратегические объекты РФ, как космодром Байконур, центр космического слежения в районе Нурекской ГЭС, а также средства ПВО и военные полигоны государств-членов Шанхайской Организации сотрудничества и ОДКБ.

Киргизия в 2007 году получила от Вашингтона 150 миллионов долларов в качестве арендной платы. Но сами киргизы, зачастую, платят за присутствие этой базы своими жизнями. С момента создания базы в 2001 году там постоянно происходят ЧП. То солдаты гоняют по городу на «Хаммере», рискуя задавить всех, как попадается на пути, то американские самолеты сбрасывают излишки топлива чуть ли не на головы местных жителей. А иногда гибнут люди.

Последний такой инцидент, связанный с американской базой, произошел 8 мая, когда автомобиль,  в котором находился военнослужащий ВВС США Френд Джейсон, насмерть сбил пешехода в пригороде Бишкека.

26 сентября 2006 года киргизский борт №1 с 70 пассажирами и членами экипажа на взлете задел крылом припаркованный в неположенном месте американский топливозаправщик КС-135 и едва не рухнул. К тому времени с момента создания базы Манас произошло, как минимум, 3 инцидента с участием техники американской авиабазы, в которых получили повреждения киргизские гражданские самолеты.

Во время проверки на КПП военнослужащий ВВС США Закар Хэтфилд расстрелял гражданина Киргизии – водителя топливно-заправочной компании «Эйркрафт Петролиум менеджмент» 42-летнего Александра Иванова. У погибшего остались вдова и двое детей, После этого случая президент Киргизии Курманбек Бакиев лично потребовал лишить американских солдат, находящихся на территории страны, дипломатической неприкосновенности.

«Мы не можем позволить, чтобы военнослужащие другого государства, которые находятся в Киргизии для выполнения миссии в Афганистане, совершали действия, в результате которых погибают наши граждане, и их нельзя было привлечь к ответственности», - сказал Бакиев. Однако, соглашение между США и Киргизией от 2001 года пока дает широкие права американскому воинскому контингенту, который имеет статус, фактически приравненный к дипломатическому.

В июле 2005 года ШОС потребовала определить срок окончания действия баз, но под нажимом США официальный Бишкек продлил его на неопределенное время. Однако даже «экономическая помощь» со стороны США – предложение вступить в HIPC (сообщество беднейших стран с большим внешним долгом), позволяет Вашингтону установить внешний контроль над важнейшими объектами инфраструктуры страны – электростанциями, и водными ресурсами. К тому же, учитывая амбиции США в отношении Ирана, база Манас становится уже не залогом безопасности, а источником угрозы – например, она могла бы стать приоритетной целью радикальных исламистов, как американский объект.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить