Мария Семёнова: "Волкодав - защитник, который всегда рядом с теми, кого любит"

Известная питерская писательница Мария Васильевна Семенова - автор замечательной энциклопедии "Мы - славяне!", сборника "Поединок со змеем", в котором содержится авторский пересказ славянской и скандинавской мифологии, многочисленных романов, среди которых знаменитая фантастическая новелла о Волкодаве, давно ставшая бестселлером и недавно экранизированная, большая поклонница собак, о которых постоянно пишет в своих произведениях. Не так давно под её именем издан прекрасный сборник рассказов "Родная душа", настоящий вклад в мировую литературу, посвященный братьям нашим меньшим. Мария Семенова нашла время, чтобы ответить на вопросы читателей "Правды.ру".

- Мария Васильевна, в вас есть подкупающая человеческая черта – вы любите собак. Как бы вы прокомментировали знаменитую фразу великой Фаины Раневской: «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак»?

- Начну с того, что эту фразу приписывают не только великой Раневской, но и другим известным людям, вплоть до английского короля Карла II. А понимать эти слова можно очень по-разному, вплоть до самой откровенной мизантропии. Лично я не считаю собак «лучше» моих собратьев по виду. Им в самом деле чужд специфический человеческий сволочизм, но не стоит их чрезмерно очеловечивать и усматривать некий ореол «врождённой» преданности и благородства.

Собака - СТАЙНЫЙ ХИЩНИК со всеми законами поведения, которые из этого факта вытекают. Если владелец собаки эти законы не учитывает, они его самого могут однажды «учесть». После чего в сомнительной прессе появляется ещё одна антисобачья публикация.

С другой стороны, собака - это полностью наше творение. Хозяин создаёт существо, «заточенное» под его личные склонности и потребности. С другим человеком — с собственным ребёнком, например — этот номер «проходит» далеко не всегда именно по причине разумности. А собака — вот она, лепи, что заблагорассудится…

А вообще-то, когда я возвращаюсь домой после не всегда приятного общения с не всегда приятными людьми, зачастую усталая, раздражённая и обиженная на весь свет, наступает миг блаженства, когда мой отец открывает калитку, двое питомцев замечают меня в конце дачной улочки - и несутся ко мне, изнемогая от счастья. Усталость, раздражение, обиды - всё бесследно растворяется в волнах этого счастья. Я вообще не понимаю, как без них некоторые люди живут?!!

- Роман «Волкодав» вдохновлен общением с четвероногими друзьями, это понятно уже из названия. В вашем новом произведении «Там, где лес не растет» - есть некий крылатый пес симуран. К представителям кошачьих испытываете любовь? Собаки, кажется, вам нравятся далеко не болонки, но и среди кошачьих – грациозные рыси, мощные львы и тигры.

- Рыси, тигры и львы живут ВНЕ круга человеческого мира, их с нами связывают отношения «охотник - жертва» или конкуренция за добычу. А собака — дружественный вид, который, как иногда шутят, «вывел человека в люди». Поэтому и мой самый известный герой не Барс, не Беркут, не Сокол - он Волкодав, защитник, который всегда рядом с теми, кого любит.

Тем не менее, кошек я очень люблю. У меня дома уже 11 лет живёт кошка породы норвежская лесная, и с ней у меня отношения доброго доверия, уважения и любви. Другое дело, что восторженных ахов по поводу кошачьей якобы «гордости и независимости» Вы от меня не дождётесь. Правила нашей домашней жизни устанавливаю всё-таки я, и Ваське это отлично известно.

Кошка прекрасна, когда мурлычет на коленях, вот только «в разведку» идти в общем и целом лучше с собаками…

А что касается болонок - знаете, я с гораздо большим уважением отношусь к храброй и смышлёной маленькой собачке, чем к трусливой овчарке. Главное - какое сердечко бьётся внутри.

- Если уж говорить о «Волкодаве», насколько его экранизация совпала с авторским замыслом? На сайтах встречаются, как положено, самые разные мнения на этот счет.

- Да никак не совпала. Уважаемый Николай Лебедев рассказал совершенно другую историю, о других людях и другими средствами, чем это сделала я. Зачем ему вообще моя книга понадобилась - вот чего не пойму. Ведь поменяй в фильме ещё два-три «ф.и.о.», и я уже не догадалась бы, что это по моему роману снимали.

С другой стороны, разносить фильм в пух и прах я отнюдь не намерена. Мы здорово избалованы зарубежной кинопродукцией фэнтези. Не будем забывать, что в нашем кинематографе не наработано сколько-нибудь ощутимой доли того, что на подобную тему сделано в Голливуде. Так или иначе мы все вместе испекли первый блин, который

Мария Семёнова:
Мария Семёнова: "Волкодав - защитник, который всегда рядом с
имеет некоторое моральное право быть комом…

- Герои ваших книг понятия не имеют о ныне существующих мировых религиях. Однако в положительных из них ощущается очарования язычества. Политика и искусство для вас разные вещи? Могли бы ваши герои способствовать воспитанию юных ребят?

- Что касается религий, я ВСЕ их разновидности - христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм, язычество того или иного народа - воспринимаю исключительно как тропинки, которые с разных сторон поднимаются на одну и ту же гору, к одной духовной вершине. Поэтому нет большей глупости, чем начинать противопоставлять один духовный путь другому, тем паче - затевать религиозную рознь. Это уже ни в какие ворота не пролезает. Представьте ощущения матери, у которой дети начали бы ссориться: «Я правильно маму люблю, а ты — неправильно!» - и друг дружку по голове молотками. Вот примерно так на нас Свыше, наверное, и взирают…

В смысле воспитания юных ребят - а почему «могли бы»? УЖЕ воспитывают. Иной раз во время выступлений такие жизненные истории выслушивать доводится…

- Один из классиков жанра Толкиен был филологом, который очень серьезно занимался изучением кельтских мифов и древних языков. Как чувствует себя в роли мифотворца писатель, получивший техническое образование? Насколько серьезная проработка темы требуется?

- Опять довольно странный вопрос. При чём тут характер моего высшего образования? Если честно, на мой взгляд, надо быть полным остолопом, чтобы броситься писать исторические романы и фэнтези, не имея за душой ничего, кроме сугубо инженерных познаний. Другое дело, что подобных примеров сейчас масса. Я имею в виду авторов, черпающих научную базу не из специальной литературы, а из творений дедушки Толкиена.

Что касается лично моей подкованности в истории, этнографии, антропологии, лингвистике и т.д. - см. популярную энциклопедию «Мы - славяне!». Другой ответ я тут дать затрудняюсь.

- Вы следите за новинками литературы? Есть предпочтения: наша или зарубежная? Вопрос шире довольно большого круга (не только, но и они тоже) фэнтезийных авторов – другие жанры привлекают? Какие именно?

- За новинками слежу не очень. Правда, когда на глаза попадается новый исторический роман об эпохе викингов или книжка «славянского фэнтези» - обычно просматриваю. К сожалению, как правило тут же натыкаюсь на какой-нибудь обидный ляп, и желание ознакомиться поподробней улетучивается.

Среди предпочтений - наша литература, зарубежной у меня нет. Правда, когда читаешь перевод, бывает интересно следить ещё и за работой переводчика. Точно так же я не делаю различий между жанрами. Есть Книги, которые хочется поселить у себя дома, а есть - пачканная бумага, я её без зазрения совести на растопку пускаю.

А самый-самый любимый мой автор, вне всякой конкуренции - это Джеймс Хэрриот, английский ветеринар. Он написал чудесные книги, дающие такой заряд деятельного добра! Ко всему прочему, этому автору колоссально повезло с переводчиком (И. Г. Гурова). Но зато - совершенно не повезло с рекламой. Так что можете считать ответ на этот вопрос ещё и рекламой.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *