Архангельск: Банный вопрос… мыться или не мыться?

Архангельских пенсионеров лишили единственной радости и естественной потребности.

12 марта 2007 года бабушка с палочкой вскарабкалась на высокое крыльцо любимых вологодских бань и протянула в окошечко кассы мятую сотню. “Этого мало, - сказали в ответ. – С вас еще сто рублей”. Бабушка трясущимися руками начала рыться в карманах. А потом развернулась и пошла домой со слезами на глазах. И еще несколько десятков таких бабушек и дедушек в тот день не смогли попасть в баню. Всего за месяц баня не досчиталась полтысячи “льготников”. А это уже не шутки…

Судьбу бани на улице Вологодской (г. Архангельск) депутаты горсовета решили так - поднять цены на услуги общих отделений бань, оставив при этом льготные сеансы во всех банях, кроме отделения под номером пять (того самого на улице Вологодской), которое со времен царя Гороха считается “элитным”. Свое решение депутаты мотивировали тем, что баня находится в центре города – раз, и два – эта баня убыточна, так как на нее уходит очень много воды и электроэнергии.

Первая попытка достучаться до властей, как и следовало ожидать, с треском провалилась. Письмо пенсионеров депутаты городского Совета получили, но ответили сухо и однозначно – льготы не вернут. Старикам отныне предлагается посещать другие помывочные заведения. Но куда отправится едва передвигающаяся бабушка, которая всю жизнь ходила только на Вологодскую? Баню на улице Логинова пенсионеры не жалуют, там, говорят, не очень чисто, на полу и лавках – слизь. Другие отделения далеко. Но выбора у пенсионеров нет. После того, как в вологодских банях убрали льготы, в бане на Сульфате за один день помылись 700 человек (!).

Сами работники бани надеялись, что после повышения цен льготный билет будет стоить, как и прежде, в два раза дешевле, то есть сто рублей. “Пенсионеры – особая категория моющихся, - говорит Наталья, одна из банщиц. – Сложная, но любимая”. После того, как бабушек и дедушек отпугнули запредельные цены, в бане стало пусто. Сюда же они не только мыться ходили, но пообщаться, чаю попить. “На льготных сеансах у нас всегда был “аншлаг”, - вспоминает Наталья, и показывает рукой на ряды белых лавок. – Все места были заняты, по сорок пять человек за раз приходили! Даем первые звонок – пенсионеры выходят, одеваются, спасибо - говорят”. Сейчас они ходят в баню маленькими группами – по шесть-десять человек. Это те, у кого есть деньги. Кому-то помогают дети, у кого-то пенсия побольше. Но таких – единицы. Тамара Петровна Перевозчикова, например, подрабатывает в техникуме, говорит, что на любимую баню зарплаты хватает. По просьбе других посетителей она обратилась к Надежде Ахраменко, Уполномоченному по правам человека в Архангельской области. Под письменным обращением – 80 подписей, остальные – на семи листах – лежат в бане. “Мы согласны с повышением тарифов, - пишут пенсионеры. – Но просим вернуть скидку для пенсионеров, как во всех городах России. При такой цене билета баню не смогут посещать не только пенсионеры, но и большое количество трудящихся. Содержание бани будет еще более экономически невыгодно…”.

“Экономически” баня уже потеряла. Пятьсот “льготников”, умноженных на сто рублей, - это пятьдесят тысяч рублей. В бане говорят – “Ну, потратили бы мы воды побольше на пенсионеров. Так ничего ведь больше! Баню как топили, так и топим. Кому помешали три льготных сеанса из двадцати семи в неделю?”.

Ответ на этот вопрос пока не найти. В городе вообще катастрофическая ситуация с банями. На 18 муниципальных отделений бань – сотни неблагоустроенных “деревяшек”, жители которых не получают никаких субсидий (в отличие от владельцев благоустроенного жилья), поскольку банная услуга входит в бытовые услуги, не попадая под понятие жилищно-коммунальных. Такая вот “мелочь” в любом другом городе могла бы остаться незамеченной, но в Архангельске о “банной” проблеме уже не просто говорить надо – надо кричать.

По закону, на тысячу жителей городского поселения необходимо три места в бане. Увы, муниципалитет, вместо того, чтобы экстренно решать назревший вопрос, принимает непопулярные решения, отменяя льготные сеансы, и сдает помещения бань в аренду, забывая о социальной и моральной стороне вопроса.

Кстати, в тех же вологодских банях, помимо цен, не поменялось ничего – в будущем январе заведению стукнет двадцать лет; за все эти годы баня не видела ремонта. Когда-то действительно элитная баня превратилась в неказистую и несовременную. И если в годы их открытия разница цен (в вологодских – 1 рубль 80 копеек и в других – по 15-20 копеек) была оправдана, то нынешняя разница не имеет под собой никакой основы. Видимо, депутаты и мэр города принимают решения, не вставая с кресел, абсолютно не задумываясь, под чем они подписываются, об этом сообщает пресс-секретарь Уполномоченного по правам человека в Архангельской области.

Такая же сложная ситуация сложилась в Соломбальском районе. Владелец бани на набережной им. Седова уже было согласился снизить цены на льготные сеансы (сегодня – 70 рублей), но аренда помещения слишком высока, поэтому часть затрат компенсируется за счет неподъемных тарифов на услуги. Жителям приходится ездить мыться на Сульфат и в Маймаксу, где льготный билет стоит 15 рублей, либо в гости к знакомым и родственникам.

Пенсионеры пока еще верят, что льготы можно вернуть. Они с надеждой заглядывают в вологодские бани и разглядывают табличку с указанием тарифов. Но табличка пока не меняется.

Стоимость банных услуг в других городах России:

Омск – от 22 до 35 рублей

Казань – от 45 до 72 рублей

Санкт-Петербург – от 25 до 35 рублей

Новгород – от 50 до 70 рублей

СПРАВКА

Право пользования услугами общих отделений бань по льготным тарифам предоставляется следующим категориям граждан, проживающим в жилищном фонде, не имеющем горячего водоснабжения:

- пенсионерам по возрасту: женщинам 50 лет и мужчинам 55 лет.

- инвалидам первой и второй групп, детям-инвалидам и лицу, сопровождающему инвалида.

- членам многодетных семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

- детям до семи лет.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить