Как на «Инновации» самих себя награждали

Во-первых, эти деятели почему-то считают «современным и актуальным искусством» в основном набившие оскомину повторения задов западного авангарда тридцатилетней давности типа творчества эпигонской группы сомнительных и малопрофессиональных провокаторов «Синий суп».

Более того, Бажанов и Миндлин подобного рода халтуру и закупают – за счёт налогоплательщиков, разумеется. Высокодуховные же проявления современного визуального искусства – новые школы реализма и трансперсональные проекты – их совершенно не интересуют.

Во-вторых, руководство ГЦСИ считает, что закон о средствах массовой информации оно выполнять не обязано. Здесь запросто по-хамски могут отказать в аккредитации журналистам, как это случилось с нашими коллегами из интернет-СМИ «Yoki.Ru ». Зато тем, кто воспевает Бажанова с Миндлиным и организуемые ими проекты, - всегда почёт и уважение, а также и премии, тоже за счёт казны. Например, в этом году Бажанов и компания отметили опусы своего давнего друга Сергея Хачатурова из «Времени новостей», планировав выдать ему за счёт бюджета 150 тысяч рублей.

«Правде.Ру» с большим трудом удалось аккредитоваться на вручение «Инновации». Помогла лишь советница Михаила Швыдкого Наталья Уварова, напомнившая руководителю отдела общественных связей ГЦСИ Татьяне Юдкевич о необходимости полностью выполнять закон о СМИ.

Но на «Винзаводе» обозревателя «Правды.Ру» ожидали сюрпризы. «Инновация» проходила в жутких помещениях, при первом посещении которых возникает желание вызвать санэпидемстанцию. Гостей вначале поили второсортным винишком и кормили неестественных размеров фруктами в затхлом подвале с отколотой плиткой на полу. Именно там мы разглядели, с каким умилением приветствуют организаторы «Инновации» такую одиозную персону как директор музея имени Сахарова Юрий Самодуров.

С недавних пор для многих интеллектуалов, поклонников симфоний Брукнера и Малера, находиться с Самодуровым в одном обществе стало просто неприлично. Дело даже не в давней истории с богохульной выставкой «Осторожно, религия», за которую Самодуров судом был признан уголовником, то есть лицом, совершившим уголовно наказуемое деяние. Кстати, это решение до сих пор не оспорено и не отменено.

Дело в совсем недавнем скандале, когда в марте в Сахаровском центре была открыта ещё одна провокационная выставка «Запрещённое искусство». Как пояснил «Правде.Ру» всеми уважаемый куратор Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн, туда было отобрано то, что на биеннале и в других галереях отказались выставлять по этическим соображениям – откровенную порнуху, богохульные «опусы», матерщину и так далее.

Самодуров не только с удовольствием выставил эти отбросы у себя, но и пытался раздуть некую дискуссию. Тут не выдержала даже вдова академика Сахарова Елена Боннэр, живущая в последние годы в Чикаго. Она отправила Юрию Самодурову открытое письмо, в котором потребовала немедленно закрыть позорную «выставку» и больше не покрывать именем её покойного мужа всякого рода непотребства.

Что же сделал Самодуров? Выставку не закрыл, письмо Елены Боннэр на сайте Сахаровского центра не опубликовал. А на «Инновацию» он пришёл, чтобы вручить 50 тысяч рублей от Музея имени Сахарова и, воспользовавшись случаем, толкнуть очередной антипутинский маловразумительный спич.

Естественно, «Правда.Ру» не замедлила поинтересоваться у устроителей, почему оплаченное государством мероприятие с таким почётом предоставляет сцену маргинальному персонажу, в адекватности которого сомневаются даже многие правозащитники. Которому, после того, как он, по сути, оскорбил уважаемую вдову академика Сахарова, и руку-то подавать стыдно.

Реакция была пикантной – по совету давнего друга Самодурова Бажанова пресс-секретарь ГЦСИ Татьяна Юдкевич распорядилась в присущей ей неэтичной манере не пускать обозревателя «Правды.Ру», между прочим, официально аккредитованного, на церемонию вручения премии.

И правильно сделала. Творившееся на «Инновации» могли выдержать только «подготовленные» журналисты типа Хачатурова. Так, непонятно кем и как сформированное жюри, в которое входит критик Виктор Мизиано, присудило 200 тысяч казённых рублей за «лучший кураторский проект»… Виктору Мизиано. Комментарии к такому позорному бесстыдству излишни!

За всей этой историей с «Инновацией» опять возникает персона начальника управления современного искусства ФАККа Майи Кобахидзе. Как уверила нас советница Швыдкого Наталья Уварова, «Майя Бадриевна вникает во все проекты, которые финансирует государство в её сфере. Она очень ответственный человек». Из этих слов выходит, что и приглашение уголовника Самодурова, и «пиление» бюджетных денег среди своих, и изгнание неугодных журналистов с Кобахидзе было согласовано заранее. Равно как и то, что настоящим «королём» на «Инновации» чувствовал себя представитель американского фонда Гуггенхайма, который давно подозревается мировой печатью в тесных связях со спецслужбами США.

Кобахидзе, как и её коллеги по ФАККу Голутва и Лазарук, довольно безапелляционно отказывается от свободного общения с прессой, хотя вопросов к этой «незаменимой» руководительнице накопилось немало. Например, по поводу циркового фестиваля на Поклонной горе, планы которого возмутили политиков разных взглядов – от Нарочницкой до Немцова. Кобахидзе так и не ответила на прямой вопрос: «Возможны ли в её родном Тбилиси пляски клоунов и акробатов в местах, посвящённых памяти воинов, отдавших жизнь за родину?»

Уже после проверки Генпрокуратуры, выявившей, что в ФАККе часть госзаказов, в нарушение закона, размещается бесконкурсно, Кобахидзе не проводит положенный тендер на руководство русским павильоном на 52-ой Венецианской биеннале современного искусства. В нарушение закона по совету Кобахидзе Швыдкой назначает комиссаром павильона Василия Церетели, а тот приглашает куратором экспозиции директора Московского дома фотографии Ольгу Свиблову. Госпожа Свиблова в свою очередь в качестве главной экспозиции вывозит бредовый проект своей подруги Юлии Мильнер «Я надеюсь». Степень дружбы Свибловой и Мильнер тут же становится объектом сплетен в арт-тусовке, разбавляемых информацией о спонсорстве мужем Мильнер части экспозиции.

Во всей этой истории поражает, насколько самоуверенными, считающими себя выше всех законов считает себя вся эта публика – Кобахидзе, Бажанов, их друг Самодуров, сам себе выделяющий казённые деньги Мизиано…Нет, мы вовсе не призываем к тому, чтобы ввести запрет на деятельность того же Самодурова. Пусть проводит выставки, учреждает премии – но только на СВОИ, а не на казённые деньги. Именно так призывала сделать после омерзительной постановки «Евгения Онегина» в Большом великая Галина Вишневская. Пусть Бажанов по-прежнему руководит ГЦСИ – только сделает его работу, в особенности закупочной комиссии, предельно открытой не только для своих друзей, но и для всех журналистов, что однозначно предусмотрено законом.

Кстати, удивительно, почему Самодурова поддержали Кобахидзе и Бажанов, а не, скажем, Михаил Ходорковский, в прошлом году учредивший различные фонды для поддержки деятелей «оппозиционного искусства»? Может, в этих фондах уже брезгуют общаться с уголовниками, все менее и менее успешно изображающими из себя правозащитников? Зато в ФАККе и ГЦСИ им, похоже, всегда рады.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить