«Укусы со стороны бывшего руководства, нас не касаются»

Одна из главных достопримечательностей дореволюционной России Марфо-Мариинская обитель, основанная Великой Княгиней Елизаветой Федоровной, готовится отпраздновать свое столетие. К юбилею - началу 2009 года обитель будет полностью отреставрирована. Такое решение принято в прошлом году. Этот год еще раз вписал обитель в историю, правда, скандальную.

В феврале настоятельница обители монахиня Елизавета (Майя Крючкова) указом Патриарха Алексия Второго была освобождена от занимаемой должности. На ее место назначили простую прихожанку, без пострига Наталью Молибога. С ее приходом, из обители были отчислены несколько девочек. За их образ жизни, который не соответствовал понятию «православный».

Эта история пошумела и стихла. Крючкова не смогла добиться восстановления в должности, а новая Настоятельница налаживает жизнь в Обители. Наталья Анатольевна ответила на наши вопросы - чем все закончилось и закончилось ли вообще.

- Наталья Анатольевна, много шума было вокруг Вашей персоны, мол, пришел человек без пострига. Чтобы стать Настоятельницей, действительно, нужно быть монахиней? Есть какие-то условия, которые нужно выполнить?

- В уставе написано, что Настоятельница назначается Указом Патриарха. Почему выбор пал на меня, известно только Господу и Святейшему. Это для меня такая же неожиданность, как и для всех окружающих. Но это очень почетно. Оказаться на месте Елизаветы Федоровны. Это даже присниться не может. В то же время это огромная ответственность.

- С первых дней своей новой работы, Вы оказались в центре скандала, благодаря бывшей Настоятельнице?

- Я в этом скандале не участвую. Меня Святейший благословил, чтобы я пришла, вот я и здесь. Все, что было здесь ранее, меня не касается. Это все на совести того человека, который был здесь. Все что делается, это ее отношение с Господом и ее отношение со своим внутренним миром, с совестью, людьми. Бог ей судья.

- Монахиня Елизавета намеревалась через суд вернуться на свой прежний пост. Известно, что ранее ей этого не удалось. Продолжаются с ее стороны поступать жалобы и иски?

- Нет, сейчас все суды приостановлены. В прокуратуру направлены материалы о продаже имущества обители, квартиры в Москве и детской здравницы в Севастополе. Однако, основной ответчик, адвокат настоятельницы Воронин, просто сбежал, он уехал в Англию.

- То есть дети не могут отдыхать в севастопольской здравнице?

- Пока нет. Этот вопрос решается. Мы получили копию уставных документов. Летом будет суд о признании этой сделки недействительной. Это касается и клиники, которая расположена в здании обители, кстати, единственном, которое уже отреставрировано. Деньги на работы пришли от британских друзей Обители. Принц Чарльз является родственником Елизаветы. Он и его близкие организовали общество с целью помощи в восстановлении обители.

Обновленное здание должно было стать клиникой для малоимущих и нуждающихся. На самом деле медицинское учреждение обслуживает далеко не бедных людей - сотрудников Торгово-промышленной палаты. Отсудить помещение было нелегко. Арендный договор расторгли только через Комитет по культурному наследию. Соответствующие бумаги подготовлены, теперь ждем, когда здание вернется обители.

- Когда скандал только разгорался, говорили, что из Обители просто выгнали несколько девочек за плохое поведение. Что они сделали такого предосудительного? Вам известно об их судьбе?

- Три восемнадцатилетние девочки закончили школу. Две из них вели себя просто аморально. Они не соблюдали правила обители. Могли прийти поздно вечером и уйти, когда им вздумается. Употребляли алкоголь. Причем на замечание реагировали ответами, что мы же не пьяные, а только выпили. Они не могут быть примером для младших.

До этого девочки здесь красились, ярко одевались, вели неподобающий образ жизни. Руководство это одобряло, это их взгляд на воспитание. Ребенок должен выбрать хочет он жить в православии: ходить в храм, молиться или нет. Девочек, естественно, на улицу никто не выгнал. Их просто отправили в государственные приюты.

- Сколько сейчас детей в приюте обители и как они к вам попадают?

- Сейчас у нас 11 очень талантливых девочек. Больше вместить приют пока не может. Планируем, что после реставрации одного из помещений сможем принять больше детей. А приводят их в основном бабушки и дедушки. Как правило, родители либо отказались от них, либо их нет, а старикам не под силу воспитывать внуков. Если детям не понравится у нас, они могут выбрать

«Укусы со стороны бывшего руководства, нас не касаются»
«Укусы со стороны бывшего руководства, нас не касаются»
государственный приют.

Один из таких примеров – девочка, которую родственники привели к нам, ранее была в государственном учреждении, где она находиться не смогла. Через какое-то время выяснилось, что девочка курит и вовлекает в это других воспитанниц, но нашлись такие, которые отказались и заявили, что участвовать в этом не будут. После беседы с Настей, где ей предоставили право выбора между обителью и сигаретами, она передала мне записку с просьбой не отправлять ее из приюта обители и что она обещает бросить курить. И больше таких прецедентов не было.

- Но молодой девушке ведь хочется на дискотеку сходить, губки, глазки накрасить, а тут ничего этого нельзя.

- Обычному человеку, который живет в миру, трудно понять ну как же можно обойтись без дискотеки, а у девочек даже нет такого желания куда-то пойти. Тем более, что мы отмечаем праздники в обители. Собираемся в большом зале (бывшая приемная Великой Княгини) все сестры, учащиеся, воспитанницы приюта – пьем чай, поем духовные канты. А на праздник Жен-Мироносиц, который является православным женским днем, концерт устроили. Наши девочки и сценки играли и песни пели. Кроме того, воспитанницы занимаются и хореографией и рисованием, получают полноценное образование.

- Какой должна быть настоящая Обитель?

- Обитель - это не просто монастырь. И очень трудно сделать ее такой, какой она была при Елизавете Федоровне. Реализовать ее видение, как помогать страждущим. И что бы хоть чуть-чуть к этому приблизиться. В монастырях - это многовековая традиция. А здесь все новое. В России это такое необычное детище, но оно просто необходимо.

- В чем заключается эта необычность?

- Сюда может прийти любая женщина, которая бы хотела помогать людям, и она не будет давать обет как в монастыре, может какое - то время послужить в обители и уйти в мир. Вернуться, выйти замуж. Основная задача монастырей - это духовное,. это молитвы. В обители сочетается служение и Богу и ближнему.

Сейчас в обители 15 сестер, больше пока мы не можем принять. Они готовят для бездомных, мы организуем бесплатные обеды. Помогают также тем, кто прикован к постели, выезжают в интернат для душевно больных, в ожоговый центр.

- У обители есть храм. Не отпугнул ли скандал верующих?

- Сначала прихожан, действительно, стало меньше. Зато побывали в обители и городская и окружная прокуратуры УБЭП, УВД, Санитарно-эпидемиологическая станция. Девять проверок было. Никаких нарушений не нашли. А все эти укусы со стороны бывшего руководства, иначе их не назовешь, нас не касаются. Как говорится, собака лает - караван идет. Да и то внимание, которое оказывают обители Святейший Патриарх, мэр Москвы Юрий Лужков, Владимир Якунин и другие люди вселяют надежды, что обитель возродиться и станет духовным центром в Москве. Что мы сможем помочь многим-многим людям.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить